Москва
Москва
Петербург

Зинаида Серебрякова. Детский портрет

Дом Нащокина делает вторую выставку Зинаиды Серебряковой. В прошлый раз радовали малоизвестными вещами, теперь сосредоточились на детях.

Не увлекавшаяся ни фрейдизмом, ни феминизмом художница Зинаида Серебрякова тем не менее идеально вписывается и в тот, и в другой. Свое женское место в большой художественной семье она знала твердо: писала детей, домашние дела и трудящихся пейзанок. Откровенность тогда еще в моду не вошла — зато округлых форм и исследования женственности в разных выражениях и на разных этапах созревания в творчестве художницы хватало с избытком. Особенно ей удавались сомнительной невинности образы нимфеток.

Зинаида Серебрякова (1884-1967), урожденная Лансере, обошлась без специального художественного образования. Страсть к искусству дочь скульптора Евгения Лансере, внучка архитектора Николая Бенуа и племянница художника-критика Александра Бенуа впитала с молоком матери. Умений ей всегда немного не хватало, зато трогательная, немного сентиментальная живопись была столь обаятельна, что чуть не довела автора до высокого академического звания, как раз в неспокойном 1917-м. Многократно репродуцированный в школьных учебниках автопортрет «За туалетом», украшающий теперь экспозицию Третьяковской галереи и подтверждающий безмерную женственность самой художницы, имел настоящий успех и придал мощное ускорение ее карьере. Вместе с другими знаменитыми ее шедеврами он до сих пор гарантирует работам Серебряковой сказочные цены на аукционах. Но на выставке обойдутся без хрестоматийно известных вещей — выставка посвящена детям и только детям.

Отрадой сентиментальному любителю всяческих нежностей, малюток всех полов и возрастов станут полсотни ранних в основном произведений — живопись и графика. Серебрякова действительно любила детей, изображала их постоянно, не обращая внимания на войны, революции и даже эмиграции: четверых своих, многочисленных родственных и совсем чужих крестьянских — разумеется, прелестных вне зависимости от происхождения. Нежные личики, яркий румянец — сплошные здоровые тела и чистые души. Настоящей трагедией стала эмиграция: художница разом лишилась половины семьи и любимых моделей, да и популярности на заграницу не хватило — историю о том, какие лишения Серебрякова терпела в Париже и как скучала по детям в эмиграции (уезжала в 1924-м, как многие — думая, что ненадолго), проиллюстрируют письмами.

Московские наследники (двое детей так и остались в СССР) сохранили не только работы художницы, но и профессиональные склонности. Оттого организаторы решили усилить выставку опусами на ту же тему внука Серебряковой — известного в позднесоветские времена монументалиста Ивана Николаева. Многодетный папа тоже за натурой далеко не ходит — четверо детей и десять внуков обеспечивают ее разнообразие.

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация