Незамеченный временем. Михаил Соколов

О событии

Михаил Соколов был на редкость независимым от эпохи человеком и блестящим рисовальщиком. Особую славу принесли Соколову графические миниатюры, созданные им в сталинских лагерях.

Высшей доблестью художника Михаила Соколова была жизнь совершенно незаметная - удаленная от властей, творческих союзов, группировок и идеологий. Он был на редкость независимым от эпохи человеком и блестящим рисовальщиком. Уже первые его довольно невнятные опыты, представлявшие собой смесь модернизма с кубизмом, обратили на себя внимание искусствоведа Николая Пунина.

В молодости Соколов успел поучаствовать в Февральской революции, июльском большевистском мятеже в Петрограде, но уже к Октябрю политикой интересоваться перестал. Сосредоточился на искусстве, слыл персонажем эксцентричным, с большими странностями. В 1930-х он работал в стиле "старых мастеров": рисовал неактуальных странствующих комедиантов, циклы "Страстей Христовых", пейзажи, фантазии на темы Французской революции. Изредка устраивался преподавать, часто оставался без жилья, скитался, нищенствовал. Вид имел вызывающий, был демонстративно православным - и, естественно, привлек внимание органов: в 1938 году он получил семь лет лагеря "за болтовню". Особую славу принесли Соколову графические миниатюры, созданные им в сталинских лагерях. В отсутствие художественных материалов произведения из цикла "Тайга" создавались всеми возможными способами: зубной порошок, зола и кирпич служили красками, дощечка или картонка заменяли холст. Никакого политического послания в них не было - миниатюрные пейзажи, выполненные цветными мелками на крохотных обрывках бумаг, он делал для себя, как в общем и все в своей странной жизни.