Персефона

О событии

На фестивале "Черешневый лес" Кирилл Серебренников представит свою версию "Персефоны" Стравинского на текст Андре Жида.

Игоря Стравинского принято считать автором всего трех балетов, сочиненных один за другим: «Жар-птицы», «Петрушки» и «Весны священной». На самом деле, если открыть полный список сочинений композитора, натыкаешься на целый корпус вещей, совершенно неизвестных в нашей стране. Одна из них — мелодрама «Персефона», жанр которой музыковеды до сих пор затрудняются определить. Балет? Там есть три партии, порученные танцорам-мимам, но в то же время здесь поет хор и декламируется текст. Оратория? Тоже нет, иначе бы здесь не танцевали, а текст бы пели, а не проговаривали. «Персефона» принадлежит к модным в 20-30-е годы экспериментам, в которых синтезировались различные виды искусства; композиторы тогда легко играли с формами и жанрами, увлеченно обсуждая процесс сочинения в светских салонах за чашкой чая. Вспоминая работу над «Персефоной» через много лет после премьеры, Стравинский рассказывал о вечерах в доме Иды Рубинштейн — танцовщицы и светской богини, инспирировавшей десяток-другой самых знаменитых балетных сочинений ХХ века, и разговорах с Андре Жидом, на текст которого была создана «Персефона».

Семьдесят лет спустя «Персефону» вновь будут воссоздавать в легкой, приятной глазу обстановке, с участием некоторого количества селебритиз. После прошлогоднего успеха с другим синтетическим действом — «Жанной д’Арк на костре» Онеггера, в которой приняла участие харизматичная Фанни Ардан, — режиссер Кирилл Серебренников вновь берется учить танцоров, хористов и инструменталистов разговаривать на общем, всем понятном языке сцены. Его правой рукой должен был стать дирижер Теодор Курентзис, но вместо него за пульт Национального филармонического оркестра России встанет маэстро Ион Марин — превосходный музыкант, искушенный в музыке ХХ столетия не хуже своего греческого коллеги. Роль владычицы подземного царства отдана Сати Спиваковой — светской львице, телеведущей, дипломированной актрисе и жене известного скрипача и дирижера Владимира Спивакова. Может быть, она не сумеет перекрыть впечатление от Фанни Ардан, появлявшейся до нее в роли чтицы у Онеггера, но красота и женственность Сати помогут простым людям изменить свои представления о подземном царстве, где все вовсе не так плохо, если там появляются такие прекрасные женщины.

И. Стравинский (мелодрама на стихи А. Жида для чтеца, тенора, смешанного хора и оркестра) Режиссер К. Серебренников. Солисты: С. Спивакова, М. Гали. Национальный филармонический оркестр России, Академия хорового искусства п/р В. Попова. Дирижер И. Марин. VII Фестиваль искусств «Черешневый лес».