Москва
Москва
Петербург

История трех московских магазинов

u u u u u Мнение редакции
Журналист Анатолий Рубинов ходит по магазинам прошлого - для экскурсии в советское время ему оказалось достаточно трех торговых точек.

Анатолий Рубинов долгие годы проработал в «Литературной газете», в которой постоянно публиковал острые статьи о работе магазинов и других служб быта. А сейчас выпустил книгу, главными героями которой стали три главных топонима московской торговли — ГУМ, «Елисеевский» и спецбуфет на улице Грановского (ныне — Романовом переулке). И оказалось, что жизненный путь магазина может быть поинтереснее любого детектива; по судьбам некоторых из них — со взлетами и падениями, годами славы и забвения — вполне можно писать романы. Но Рубинову милее документальный жанр.

Первый герой книги, ГУМ, до революции назывался «Верхними торговыми рядами» и был простым крытым рынком, где московские купцы могли в тепле и с комфортом предлагать москвичам свои товары. С пришествием большевиков в том же здании разместились ведомства, постепенно выжившие коммерсантов-кустарей. Торговый дух вернулся в этот дом только после смерти Сталина — в 1953 году ГУМ наконец стал обычным магазином, только чуть более богатым дефицитом, чем остальные.

А вот «Елисеевский» и до, и после революции выполнял функцию самого крутого гастронома города. До 1917 года, при его основателе купце Елисееве, он славился деликатесами и учтивыми продавцами; при советской власти — продуктовыми раритетами. И только в наше время, пишет автор, «Елисеевский» растерял особенности и превратился в обычный универмаг.

Рубинов пишет без ностальгии по временам очередей и без обожательного низкопоклонства перед местами удовлетворения пищевых и промтоварных потребностей. В его книге через повествование о прошлом трех разных московских точек подается история недавней повседневности — уже отошедшей в прошлое, но еще доступной глазу и осязанию. Автор — не профессиональный историк, и его труд — не научное исследование, а просто ряд журналистских очерков. Но эти очерки обстоятельны, как московские купцы, и полны фактурой, как прилавки дореволюционного «Елисеевского» товаром. Информации столько, что Рубинову это даже мешает: он торопится поделиться с читателем фактами и подробностями; сбивается с темы, перескакивает на параллельный сюжет, забывает, с чего начал. Однако именно в этих отступлениях зачастую можно найти крупицы драгоценных фактов. Например, в конце XIX века у московских молочников считалось правилом хорошего тона вылить не проданное за день молоко на улицу, чтобы показать: утром вчерашним товаром торговать не будем. Рубинов сделал нечто подобное — вылил на свои страницы наше вчера, чтобы мы лучше понимали время, в котором живем сегодня.

История трех московских магазинов
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация