Ревизор

О спектакле

Из "Ревизора", который в Театре им. Вл. Маяковского со звездным составом поставил Сергей Арцибашев, получился отчасти спектакль-бенефис, отчасти - спектакль-курьез.

Из «Ревизора», который в Театре им. Вл. Маяковского со звездным составом поставил Сергей Арцибашев, получился отчасти спектакль-бенефис, отчасти — спектакль-курьез.

Болезнь нашей страны, по мнению Арцибашева, — пьянство и инфальтильность. В провинциальном городе N все не столько воруют, сколько пьют: то стакан вдруг под рукой окажется, то из рукава ловко рюмочка выскочит. Неудивительно, что даже самый трезвый из них, Городничий, захмелев, без труда принимает за ревизора шепелявящего, то и дело срывающегося на фальцет Хлестакова (Сергей Удовик). Сергей Удовик наделяет своего героя чаплиновской раскачивающейся походочкой, вициновской мимикой и тупой злобностью Шарикова, но играет все-таки «мальчишку, которого нужно высечь».

Вряд ли герои гоголевской комедии вызывают у Арцибашева злость, скорее жалость. В финале Хлестаков снова возвращается, но уже как настоящий ревизор в генеральском мундире, а все герои встают перед ним голые, как будто обнажившие свою истинную сущность. Но режиссер все-таки смягчает интонацию. Дважды, в начале и в конце спектакля, будет пропет романс, эхом повторяющий «как странно, как странно…», сглаживающий своей мелодичностью острые углы и заставляющий относиться ко всей этой истории как к не более чем курьезу, странному случаю в среде чрезвычайно симпатичных пьянчуг.