Европа - Россия - Европа

О событии

В Третьяковку везут кучу шедевров и совсем незначительных работ. Единственное, что их связывает, - европейское происхождение.

Традиционно строящая выставочную программу на круглых датах, Третьяковская галерея пройти мимо трогательного совпадения своего 150-летнего юбилея с 50-летием Евросоюза, конечно, не смогла. Тем более что поддержавший идею общей выставки Евросоюз еще и профинансировал весьма дорогостоящий проект: почти 50 музеев-участников везут 100 произведений. Тех, кому кажется, что в одну телегу разных животных лучше не впрягать, выставка озадачит. Другие нанесут визит по вкусу: Тициану, Рибере, Тернеру.

Поставив перед партнерами задачу выбрать произведения важные и влиятельные, несущие идею модернизации и отражающие новую реальность, организаторы получили пеструю смесь из нескольких великих художников и кучи имен, известных в России не более, чем наши Репин с Суриковым, скажем, в Ирландии. Забавно, что сразу несколько стран сочли уместным послать картины на трудовые темы - то ли в связи с идеей модернизации, то ли сыграли роль ассоциации с почившим государством рабочих и крестьян.

Геополитических скептиков несомненно порадует явное художественное неравенство участников европейского единства. Одним странам пришлось проще - например, Австрии, приславшей на художественный саммит Климта. Другие обратились к благородной древности, третьи сделали упор на молодых и перспективных - скажем, Латвия представила Мстислава Добужинского. Великие живописные державы не поскупились, но и не расщедрились: из Испании, Италии, Франции едут максимум по одному шедевру. У иных и того не нашлось - обидно, досадно. Но ведь собственно культура, с крепкой, веками отработанной иерархией, и является самой общей, всем понятной ценностью.

Достойно представить отечественное искусство удалось легко: благо тут все козыри - и сокровища, и модернизация - на руках у Третьяковской галереи. Делать жестокий выбор между "Троицей" Андрея Рублева, "Черным квадратом", хрестоматийными шедеврами передвижников не пришлось. Своя рука владыка позволила увеличить собственную квоту, вписав в европейскую выставку почти десять произведений, в том числе "Странника" Эрика Булатова, "Импровизацию холодных форм" Василия Кандинского, "Над городом" Марка Шагала, "Утро стрелецкой казни" Василия Сурикова. Так что за державу обидно не будет.

Спецпроект

Загружается, подождите ...