Москва
Москва
Петербург

Европа - Россия - Европа

В Третьяковку везут кучу шедевров и совсем незначительных работ. Единственное, что их связывает, - европейское происхождение.

Традиционно строящая выставочную программу на круглых датах, Третьяковская галерея пройти мимо трогательного совпадения своего 150-летнего юбилея с 50-летием Евросоюза, конечно, не смогла. Тем более что поддержавший идею общей выставки Евросоюз еще и профинансировал весьма дорогостоящий проект: почти 50 музеев-участников везут 100 произведений. Тех, кому кажется, что в одну телегу разных животных лучше не впрягать, выставка озадачит. Другие нанесут визит по вкусу: Тициану, Рибере, Тернеру.

Поставив перед партнерами задачу выбрать произведения важные и влиятельные, несущие идею модернизации и отражающие новую реальность, организаторы получили пеструю смесь из нескольких великих художников и кучи имен, известных в России не более, чем наши Репин с Суриковым, скажем, в Ирландии. Забавно, что сразу несколько стран сочли уместным послать картины на трудовые темы - то ли в связи с идеей модернизации, то ли сыграли роль ассоциации с почившим государством рабочих и крестьян.

Геополитических скептиков несомненно порадует явное художественное неравенство участников европейского единства. Одним странам пришлось проще - например, Австрии, приславшей на художественный саммит Климта. Другие обратились к благородной древности, третьи сделали упор на молодых и перспективных - скажем, Латвия представила Мстислава Добужинского. Великие живописные державы не поскупились, но и не расщедрились: из Испании, Италии, Франции едут максимум по одному шедевру. У иных и того не нашлось - обидно, досадно. Но ведь собственно культура, с крепкой, веками отработанной иерархией, и является самой общей, всем понятной ценностью.

Достойно представить отечественное искусство удалось легко: благо тут все козыри - и сокровища, и модернизация - на руках у Третьяковской галереи. Делать жестокий выбор между "Троицей" Андрея Рублева, "Черным квадратом", хрестоматийными шедеврами передвижников не пришлось. Своя рука владыка позволила увеличить собственную квоту, вписав в европейскую выставку почти десять произведений, в том числе "Странника" Эрика Булатова, "Импровизацию холодных форм" Василия Кандинского, "Над городом" Марка Шагала, "Утро стрелецкой казни" Василия Сурикова. Так что за державу обидно не будет.

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация