Иваны

О спектакле

У режиссера Андрея Могучего блестяще играют не только актеры, но даже лошадь, бесстрашно выходящая на сцену театра.
Когда Валерий Фокин возглавил Александринский театр, то пригласил работать самого «брендового„ режиссера Андрея Могучего. К этому времени он поставил уже “Школу для дураков„, “Pro Турандот„ и “Кракатук„. Руководитель театра Фокин понимал, что приглашение культового режиссера привлечет внимание.

Первым спектаклем Могучего в Александринском театре стал масштабный “Петербург„. Роман Андрея Белого играли не на привычной площадке, а в интерьерах Михайловского замка. Зрители сидели в специальных ложах, выстроенных во дворе замка. Мощный визуальный ряд был создан благодаря шествию персонажей-фриков, в которых угадывались главные герои истории Петербурга. Спектакль вызвал всеобщий восторг и вскоре стал привычным летним атрибутом — технически его возможно играть только в теплую погоду.

После “Петербурга„ Могучий поставил “ДК Ламанчский„ в “Балтийском доме„, “He Hamlet„ в “Приюте Комедианта„ и “Между собакой и волком„ в “Формальном театре„. Последний получил “Золотую Маску„ как лучшая “новация„.

Затем Андрей Могучий выпустил вторую премьеру в Александринском театре — свой вариант гоголевской повести “Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем„. Спектакль он назвал “Иваны„.

Как говорит сам режиссер, сделать проект по Гоголю можно только в этом театре. Потому что именно в нем работают актеры Николай Мартон и Виктор Смирнов, которые блистательно смотрятся в трагикомическом дуэте двух помещиков, поссорившихся из-за ружья. С этого неприятного инцидента начинается развитие гоголевского сюжета. Могучий не сохранил хрестоматийный текст — они с постоянным соавтором Денисом Ширко внесли изменения в повесть.

По мнению режиссера, основа спектакля - не комические гэги вокруг пресловутой берданки, а настоящая мистерия о вечных ценностях. И анекдот Гоголя должен приобрести вселенское звучание — такое громкое заявление сделали создатели спектакля. Для достижения глобальной цели еще один постоянный соавтор Могучего, художник Александр Шишкин переоборудовал сцену и превратил ее в “храмовое пространство». Но бояться пафоса в спектакле не нужно — Могучий, несмотря на свою серьезность, останется верным своему стилю и удивит зрителей запоминающимся шоу.