Москва
Москва
Петербург

"Новая вещественность" Николая Загрекова и русские художники

Галерея "Наши художники" возвращает немца Николая Загрекова на место - в социалистический реализм.

Работы «русского немца» Николая Загрекова (1897-1992) в Москве показывали всего лишь раз, в 2004-м. Та ретроспектива в Русском музее и Третьяковке оставила сложное впечатление: старались выставить как можно больше картин — получилось непонятно и не слишком здорово. Галерея «Наши художники», известная тщательно выстроенными экспозициями, решила внести ясность и определить место художника в истории по самым ярким и значительным его работам — в основном из его берлинского дома-музея.

Загреков, уроженец Саратова, недолго поучившийся в московском ВХУТЕМАСе у Машкова и Кончаловского, уехал из России в 1922-м вместе с женой-немкой. Адепт не слишком известного у нас европейского реализма 30-х — в его жестковатом немецком варианте — Загреков писал большие картины: с крупными, яркими, бросающими вызов пространству и зрителю фигурами. Эта новая фигуративность, выросшая из праха абстракции, в выражениях не стеснялась. В те годы в моде были резкость, граничащая с вульгарностью, нарочитость, беспощадный к себе и окружающим цинизм, отчаянный материализм. Тем, кто выживал между двумя мировыми войнами, спасался от сталинизма, нацизма, союзнических бомб, голода и холода, оставался один выход: превратить жизнь в демонстрацию, сцену, кабаре.

Загреков успешно просочился между Сциллой и Харибдой, исхитрился ничем не запятнать честное имя. Он даже помогал преследуемым ученикам без тягостных последствий для себя, благополучно пережил нацизм, писал портреты советских командующих, преподавал, выставлялся, построил дом, дожил в нем до глубокой старости, а благодарные потомки после его смерти устроили в этом доме музей. В России художника почти забыли, его имя даже не значилось в обширных списках «художников русской эмиграции», которыми то гордились, то стыдились. Его до сих пор считают скорее немцем, чем русским, а в 1973-м он даже вошел в список выдающихся граждан ФРГ.

Чтобы глубинная связь Загрекова с родиной была видна каждому, галерея «Наши художники» одолжила у Третьяковки и Русского музея картины его современников из СССР: «Беспризорников» Федора Богородского, страшный, как смерть, портрет Владимира Маяковского работы Павла Соколова-Скаля, более благообразный, но все же довольно жесткий натюрморт Натана Альтмана, благостную колхозницу Владимира Малагиса, модных дамочек Владимира Одинцова, не слишком жизнерадостный автопортрет Георгия Ряжского. Рифмы получились простые и убедительные. Стоявшая на классовых материалистических позициях «новая вещественность» так близка ранним, еще не закосневшим в канцелярских согласованиях образцам соцреализма, что Загреков прямо на глазах превращается в своего парня. Будто и не уезжал никуда. «Новая вещественность» Николая Загрекова и русские художники Галерея «Наши художники», с 10 апреля

5 апреля 2007,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация