Москва
Москва
Петербург

Пат, или Игра королей

Самая известная пьеса чешского драматурга и диссидента Павела Когоута о жизни трех немолодых людей, превративших свою жизнь в партию шахмат.
Известный чешский драматург и диссидент Павел Когоут — циник. Героиня его самого знаменитого романа "Палачка" — кукольная красавица, ставшая первой в мире женщиной-палачом. И легко представить, как Ксения Собчак с удовольствием прошла бы кастинг на главную роль. Столько в образе палачки, сделавшей блестящую карьеру, черт "статусной блондинки".

Самая известная пьеса Когоута "Пат, или игра королей", поставленная на сцене "Приюта комедианта" ученицей Льва Додина Натальей Колотовой, менее кровожадна. В ее основе — классический любовный треугольник. Но герои, воспользовавшись исторической ситуацией, решают проблемы небанальным способом.

Время действия — 80-е годы XX века, место — Германия. Богач Франц много лет держит в подвале любовника своей жены, еврея Склеповича, внушая ему, что фашисты не только стоят у власти, но уже заняли Монреаль и Владивосток. А их общая возлюбленная, оперная дива Эльза, умерла много лет назад по вине Склеповича. На самом деле Эльза жива и далеко не так наивна, как думают мужчины. Хотя ее считают пешкой в игре, на самом деле она королева, главная фигура. Ей предстоит поставить двух мужчин в тупик, приведя шахматную партию, в которую они превратили свою жизнь, к патовой ситуации.

В этой по-набоковски камерной истории драматург думал о том, какими бездушными стали люди после войны. Остроты про политические режимы дают возможность поставить пьесу в сатирическом жанре. Но режиссеру интересны отношения трех немолодых людей.

Главное достоинство спектакля — его стопроцентно удачный кастинг, ради которого стоит смотреть "Пат". Колотова пригласила в спектакль трех народных артистов: на роль Эльзы — Ольгу Антонову, Франца — Сергея Паршина, Склеповича — Валерия Кухарешина. Герой Сергея Паршина устал от собственных интриг. Он цельный, ясно мыслящий человек, но это не страхует его от ошибок. Склепович Валерия Кухарешина сначала кажется жертвой обстоятельств. На деле — это обаятельный приспособленец, умеющий извлечь выгоду из самой безнадежной ситуации. Его многолетнее заточение оказывается осознанным выбором.

Прямота Франца и изворотливость Склеповича, столкновение их позиций — то, что держит зрителей в напряжении до финала. Актеры играют своих героев со множеством психологических нюансов, то пародируя политических диктаторов, то изображая постаревших детей, так и не отвоевавших свое место в песочнице. Эльза же в исполнении Антоновой тоже сочетает в себе множество черт: блистательной красавицы, заботливой хозяйки, внимательной матери. А в финале — замечательной стервы, отомстившей всему мужскому полу за многолетнюю эксплуатацию.

Когоут остается верен себе и совершенно верно расставляет акценты в финале пьесы: главную опасность в мире представляют женщины. Они вытворяют с мужчинами такое, что страшнее любого диктаторского режима.

19 апреля 2007,

Афиша

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация