Пат, или Игра королей

О спектакле

Самая известная пьеса чешского драматурга и диссидента Павела Когоута о жизни трех немолодых людей, превративших свою жизнь в партию шахмат.
Известный чешский драматург и диссидент Павел Когоут — циник. Героиня его самого знаменитого романа "Палачка" — кукольная красавица, ставшая первой в мире женщиной-палачом. И легко представить, как Ксения Собчак с удовольствием прошла бы кастинг на главную роль. Столько в образе палачки, сделавшей блестящую карьеру, черт "статусной блондинки".

Самая известная пьеса Когоута "Пат, или игра королей", поставленная на сцене "Приюта комедианта" ученицей Льва Додина Натальей Колотовой, менее кровожадна. В ее основе — классический любовный треугольник. Но герои, воспользовавшись исторической ситуацией, решают проблемы небанальным способом.

Время действия — 80-е годы XX века, место — Германия. Богач Франц много лет держит в подвале любовника своей жены, еврея Склеповича, внушая ему, что фашисты не только стоят у власти, но уже заняли Монреаль и Владивосток. А их общая возлюбленная, оперная дива Эльза, умерла много лет назад по вине Склеповича. На самом деле Эльза жива и далеко не так наивна, как думают мужчины. Хотя ее считают пешкой в игре, на самом деле она королева, главная фигура. Ей предстоит поставить двух мужчин в тупик, приведя шахматную партию, в которую они превратили свою жизнь, к патовой ситуации.

В этой по-набоковски камерной истории драматург думал о том, какими бездушными стали люди после войны. Остроты про политические режимы дают возможность поставить пьесу в сатирическом жанре. Но режиссеру интересны отношения трех немолодых людей.

Главное достоинство спектакля — его стопроцентно удачный кастинг, ради которого стоит смотреть "Пат". Колотова пригласила в спектакль трех народных артистов: на роль Эльзы — Ольгу Антонову, Франца — Сергея Паршина, Склеповича — Валерия Кухарешина. Герой Сергея Паршина устал от собственных интриг. Он цельный, ясно мыслящий человек, но это не страхует его от ошибок. Склепович Валерия Кухарешина сначала кажется жертвой обстоятельств. На деле — это обаятельный приспособленец, умеющий извлечь выгоду из самой безнадежной ситуации. Его многолетнее заточение оказывается осознанным выбором.

Прямота Франца и изворотливость Склеповича, столкновение их позиций — то, что держит зрителей в напряжении до финала. Актеры играют своих героев со множеством психологических нюансов, то пародируя политических диктаторов, то изображая постаревших детей, так и не отвоевавших свое место в песочнице. Эльза же в исполнении Антоновой тоже сочетает в себе множество черт: блистательной красавицы, заботливой хозяйки, внимательной матери. А в финале — замечательной стервы, отомстившей всему мужскому полу за многолетнюю эксплуатацию.

Когоут остается верен себе и совершенно верно расставляет акценты в финале пьесы: главную опасность в мире представляют женщины. Они вытворяют с мужчинами такое, что страшнее любого диктаторского режима.

Спецпроект

Загружается, подождите ...