Москва
Москва
Петербург

"Енуфа" Яначек

Жизненная драма из крестьянского быта, обличающая жестокость нравов в отдаленных заброшенных деревнях Моравии

Оперу чешского композитора Леоша Яначека в Мариинском театре поставили режиссер Василию Бархатов и два художника — Зиновий Марголин (постановщик) и Глеб Фильштинский (свет). На чешском — языке оригинала — оперу поют исключительно солисты Мариинского — Ирина Матаева, Татьяна Павловская и Екатерина Попова.

Спору нет: Валерий Гергиев приучил публику и критику к неожиданным поворотам в формировании афиши своего театра. Но даже при этом известие о постановке оперы “Енуфа„ сбило инерцию ритма и вызвало удивление у тех, кто привык к частоте появления новых названий. Кто или что заинтересовало маэстро этим произведением, в точности неизвестно. Ясно одно: его менеджерское чутье уловило в нем что-то очень важное и насущное. 

Оперы Яначека очень хороши для постановки и проката. В сюжетах интригует детективная основа, обостренный психологизм, терпкий национальный колорит. И, разумеется, музыка, — она держит в напряжении от начала и до конца, в ней нет ни одной необязательной ноты.

“Енуфа„ стоит в ряду женских оперных портретов, которыми увлеклись композиторы еще в XIX веке, поняв, что в них они смогут воплотить ту чувственность, которую не всегда можно было встретить в реальной жизни. Страсть набирала обороты, неуклонно двигаясь к своей кульминации, доходя до мыслимого, а чаще — немыслимого предела. Немногим раньше премьеры “Енуфы„ в 1904 году в Брно, в Риме была показана “Тоска„ Пуччини, в том же году в Милане — его “Мадам Баттерфлай„. В 1905-м Европа содрогнулась от шокирующих разрушительных откровений “Саломеи„ Рихарда Штрауса. После чего уже недалеко было и до главных — не оперных — катастроф ХХ века.

Сквозь “Енуфу„ Яначека проходит электричество еще не случившихся, но близящихся страшных событий истории. От большинства страниц ее партитуры — мороз по коже. Леош Яначек взял за основу либретто пьесу чешской писательницы Габриэлы Прейссовой “Ее падчерица„. “Жизненная драма из крестьянского быта, обличающая косность и жестокость нравов в отдаленных заброшенных деревнях Моравии» впечатлила его неизгладимо. Енуфа — заложница обстоятельств, существо зависимое и страдающее. Хотя природу ее не назовешь слабой: неслучайно ее партия отдана драматическому сопрано.

И в убийстве своего внебрачного ребенка, в общем-то, виновата не она, а укрывающая ее от позора Дьячиха, втайне решившая его утопить. Младенец, не успевший прожить и месяца, — единственная жертва этой драмы. Все остальные, включая главную героиню и хлопотунью-убийцу, продолжают жить, что нетипично для этого жанра: Тоска с Баттерфлай закалывались, Джильду убивали, даже Снегурочка таяла. Яначек вслед за Прейссовой оставляет жизнь и Енуфе, и ее бестолковому возлюбленному Лаце, вероятнее всего, бессмысленную и тупиковую, с неизбывным чувством вины.

23 марта 2007,

Афиша

Места

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация