Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею
u u u u u Мнение редакции

Кориолан

Актер: Александр Лаптий
Режиссер/Постановщик: Игорь Яцко
Автор: Уильям Шекспир
Спектакль по Шекспиру Игоря Яцко стал последней премьерой театра Анатолия Васильева, который покинул пост художественного руководителя.

«Школа драматического искусства», просуществовав двадцать лет, теперь переживает — и неизвестно, переживет ли, — не лучшие времена: конфликт «Школы» с московскими властями привел к тому, что основатель театра Анатолий Васильев покинул пост руководителя и уехал за границу. «Кориолан» Шекспира, поставленный учеником Васильева Игорем Яцко, стал своего рода прощальным жестом великому мастеру.

Эстетически совершенный и свободный от злобы дня «Кориолан» получился очень грустным. Рассказывая о неизбежном поражении, настигающем человека, здесь не находят ничего, что можно было бы ему противопоставить, — здесь нет ни «вечного света», ни «вечного покоя». Римский полководец Кай Марций, прозванный Кориоланом в честь взятия города Кориолы, был сначала возвеличен Римом, но вскоре изгнан; решил мстить, но был убит своими же соратниками, которых повел на Рим. Война и древняя история в «Кориолане» — не более чем фон для истории человеческой, центром которой становятся разрушение и смерть.

Чем ближе к финалу, тем больше Кориоланом овладевает экзистенциальное отчаяние. Он начинает свой путь горячим мальчиком из толпы; взлетев ввысь на тросе, впервые отделяется от остальных, а заканчивает — мрачным одиночкой. Окончательное падение произойдет в финале, когда распластанное тело героя накроют черной прозрачной простыней. Правда, падения не избежит здесь никто: пол зала «Глобус» в ШДИ способен опускаться, образовывая большую впадину. В «Кориолане» это устройство используется постоянно — персонажи то и дело оказываются в яме, некоторые пытаются вскарабкаться вверх, цепляясь за выступы и перила, но не всем это удается. Вибрирующая, неустойчивая «земля» в прямом смысле проваливается под ногами героев.

Мотив огня — еще один постоянный знак уничтожения всего сущего. В одной из сцен на стену зала дается видеопроекция: в фойе театра идет банкет, расставляют бокалы, режут лимон, кто-то неспешно прохаживается вдоль столов, но в какой-то момент камера останавливается на камине, и кадр постепенно застилается пламенем. Позже герои вынесут на руках бумажные макеты римских зданий и составят из них на полу небольшой город. Точно такой же бумажный Рим сгорит дотла на вновь замелькавшей проекции, а затем и на сцене его постигнет та же участь: над белыми сооружениями зажгут спички и посыплют пеплом. Разрушение в «Кориолане» перетекает из сцены в сцену и в итоге побеждает окончательно и бесповоротно. Ну а дальше, как сказано в «Гамлете», тишина — и на сегодняшний день это последнее слово «Школы».

16 мая 2007,

Афиша

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация