Москва
Москва
Петербург

Спящая красавица

Исполнители: Дэвид Холберг, Екатерина Крысанова, Анна Никулина
Художественный руководитель: Эцио Фриджерио
«Энциклопедией русского балета» и портрет труппы, которая постановку танцует, с нервом, с внятными выражениями лиц и отчетливым внутренним соревнованием.
Первым балетным спектаклем на отремонтированной сцене главного театра страны стала «Спящая красавица» Мариуса Петипа в редакции Юрия Григоровича. Спектакль нельзя назвать особенной новинкой — Мариус Иванович впервые поставил этот балет в 1890 году, Юрий Николаевич же сделал свою версию в Большом полвека назад. С тех пор балет со сцены не снимали — хотя и могли показывать лишь два-три раза в год, а в иные сезоны его и вовсе не было. Тем не менее у труппы он «в ногах»; совсем новым будет лишь оформление спектакля.

Итальянский сценограф Эцио Фриджерио решил, что мир «Спящей красавицы» должен быть и реальным, и волшебным одновременно. Уколовшись веретеном, что вручила ей злая ведьма, принцесса заснула в XVII веке, а проснулась через сто лет в XVIII-м. Фриджерио в костюмах отдал дань моде тех лет — но все же сконструировал одежду так, чтобы она не мешала танцевать по обычаям ХХI столетия.

А это стопроцентно сегодняшний спектакль — потому что Юрий Григорович никогда не был поклонником аутентизма. Все эти заморочки с восстановлением оригинальной хореографии Петипа вошли в моду значительно позже, чем Григорович начал сочинять танцы, — более того, даже позже, чем он их сочинять прекратил. (Вот уже три десятилетия балетмейстер выпускает только копии своих старых постановок, не придумывая ничего нового). В 1999 году Сергей Вихарев в Мариинском театре сделал аутентичную версию «Спящей красавицы» — и это было потрясением для балетного мира, который вспомнил, что в балетах классика много «разговаривали руками», а балерины могли ходить на каблуках, а не на пуантах. Григорович пантомиму терпеть не может, зато дает потанцевать мужчинам (у Петипа принц ходил пешком — ведь исполнителю главной роли было 46 лет). И, не стремясь к схожести с оригиналом, Григорович не одергивает балерин, когда они вскидывают ноги выше благопристойных (как считалось в XIX веке) 45 градусов. И «энциклопедия русского балета», как называют спектакль уже почти сотню лет, в его варианте (сокращенном и измененном) превращается просто в портрет труппы, которая его танцует.

Не официальный портрет — таковой все желающие видели недавно по ТВ на концерте открытия старой сцены, и в нем труппа была так же похожа на себя, как большинство из нас на свои фотографии в паспорте. Нет, совершенно живая картинка — с нервом, с внятными выражениями лиц, с отчетливым внутренним соревнованием. Ведь «Спящая» — балет образцово иерархический: есть партии для корифеек, есть для простых солисток, не забыты солистки вторые и первые, и уж на вершине царствует балерина. И одно из главных развлечений балетоманского народа на спектакле — прочерчивание возможных траекторий карьеры. Фея Смелости — явно хочет получить главную роль в «Дон Кихоте». Из феи Канарейки — чем черт не шутит — вдруг в будущем вылупится отчаянная и трагическая Жизель. Принц Фортюне, которому танцев-то выдано всего ничего, так подает руку балерине, что явно представляет себя премьером Большого, а Голубая птица вспархивает вне сражений за место и вне иерархий, как когда-то взлетал в этой партии Нижинский. Что сбудется и что не сбудется — гадание чрезвычайно увлекательное.

«Спящая красавица» — спектакль довольно длинный. Приходя в театр, надо настраиваться на долгий вечер в нем — но вряд ли вы устанете: портрет этой труппы стоит того, чтобы его разглядывали тщательно, и каждый зритель несомненно найдет в спектакле персонажа себе по душе — будь то галантный принц или не менее куртуазный Кот в сапогах, преследующий Белую кошечку.
1 ноября 2011,

Афиша

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация