Москва
Москва
Петербург

Тщетная предосторожность

На сцене Большого театра играют во французский балет ученики Московской академии хореографии.

В 1789 году Жан Доберваль сидел с друзьями в кабачке в парижском предместье и праздновал получение нового заказа на постановку: его позвали в театр Бордо.

Предложение было весьма кстати. Артистическая карьера подходила к концу (46 лет для танцовщика — приличный возраст), карьера балетмейстера в Парижской опере шесть лет назад закончилась финансовым крахом. Долги были столь велики, что пришлось задуматься о побеге из страны, чтобы не оказаться за решеткой. Доберваля спасла Дюбари, фаворитка Людовика XVI. Она объявила сбор средств в помощь бедствующему таланту, и король первым поставил свое имя в подписном листе. Все придворные поспешили последовать его примеру — 90 000 франков избавили артиста от тюрьмы. Проблема была лишь в том, что хореограф не знал еще, на какой сюжет ему сочинить заказанный спектакль. На стене кабачка висела картинка: нежно обнимающаяся парочка и старик, строго взирающий на молодежь. "Новый балет готов!" — воскликнул Доберваль, взглянув на этот лубок. 1 июля 1789 года в Бордо прошла премьера "Балета о соломе", и с тех пор уже более 200 лет его танцуют по всему миру.

Танцуют, хотя от оригинала в нем давно почти ничего не осталось. Другое название, другой композитор (Луи Герольд, партитура 1828 года), другой хореограф (Фредерик Аштон, 1960 год), только вот сюжет — все тот же. Но балетные упорно отсчитывают историю "Тщетной предосторожности" (в русском переводе XIX века — "Худо сбереженной дочери") от Доберваля. На деле от изящной французской игрушки только история и осталась: зажиточная деревенская вдова, стремящаяся выдать дочку за богатого недоумка, оказывается обманутой бедным работником и собственной дочкой, влюбившейся в батрака. Из предосторожности мать запирает девушку на сеновале, не зная, что там уже спрятался ее воздыхатель — естественно, после этого их остается только поженить.

В хореографии постановки царствует классический английский комический стиль — чуть грубоватый, очень подробный и действительно очень веселый. Сэр Фредерик Аштон, один из основателей британского балета (до Второй мировой его в Англии не было как такового), личный друг королевы, эксцентрик и эстет, завещавший права на спектакли своим многочисленным любовникам, сочинил множество деревенских танцев. У него пляшут куры и петух, батраки и работницы, коронный номер — у самой вдовы Симоны (кстати, традиционно мужская роль). Артисты с упоением играют французов (по сюжету) и англичан (по танцевальному стилю) одновременно. А публика радуется им и первому балету, в котором в качестве героев появились простые люди, а не титулованные или божественные особы. Посмотрите этот спектакль, через две недели после премьеры которого снесли Бастилию.
13 мая 2010,

Афиша

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация