Москва
Москва
Петербург

Болт

В Большом театре впервые после февральской премьеры показывают "Болт" Шостаковича. В балете Алексея Ратманского танцуют и комсомольцы, и вредители.
По сцене крадется диверсант в ластах и с рогатой миной в руках. В том же порядке, что и бесплотные Тени в "Баядерке" Мариуса Петипа, на сцену выезжают красноармейцы-самокатчики - натурально, на самокатах. Неизменные аплодисменты публики вызывает четверка бойцов, танцующих в противогазах. Все это - и коварный бомбист, и побеждающая его Красная армия - снится бывшему беспризорнику, а ныне счастливому мальчику, усыновленному семьей праведных комсомольцев. А еще в этой радостной грезе расстреливают вредителя, бывшего главным героем балета.

Дмитрий Шостакович сочинил "Болт" в 1931 году, спектакль был показан рабочим активистам на генеральной репетиции и сразу после того запрещен. В 80-х чуть ли не десять лет подряд его репетировал Юрий Григорович, но премьера так и не состоялась. Алексей Ратманский, отлично чувствующий музыку ХХ века и получивший приглашение стать главным балетмейстером Большого театра как раз после триумфа предыдущей постановки Шостаковича - "Светлый ручей", оказался человеком несуеверным. Его не испугал даже сюжет, описывающий превращение обычного разгильдяя в махрового вредителя, которого разоблачают с помощью беспризорника, вовремя выбравшего правильных друзей. Ратманский решил очеловечить эту дикую, если уж называть вещи своими именами, историю.

Оформлять спектакль позвали Семена Пастуха, и вот что получилось: художник убрал кулисы, распахнув сцену до каменной коробки, - пространство оказалось огромным. Пастух поселил в нем гигантских радиоуправляемых роботов от четырех до восьми метров высотой. Всю сцену залил жарким красным светом, будто не станки там стоят, а домны. Это, конечно, ад. И он еще более страшен оттого, что все в нем как-то невероятно радостны: и зарядку делают (48 человек кордебалета двигаются с точностью деталей часового механизма), и митингуют, и трудятся. А один-единственный человек выпадает из этого ритма просто потому, что присел перекусить. И все - девушка его уходит к комсомольскому активисту, с работы выгоняют: теперь ему прямая дорога во вредители.

Когда Ратманский ставил спектакль, он говорил, что это балет для кордебалета. И действительно, массовые сцены очень впечатляют, особенно второй акт с парадом Красной армии. Но лучший фрагмент "Болта" - это все-таки отчаянная, безнадежно рвущая пространство вариация этого самого парня, не вписавшегося в общее счастье. Человека, не сумевшего стать деталью.

16 декабря 2005,

Афиша

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация