Ноев ковчег. Драматургия

О книге

В изданном с опозданием на полвека сборнике пьес Андрея Платонова девять текстов, один из которых — «Дураки на периферии» (написанный, якобы, в соавторстве с Борисом Пильняком) — публикуется впервые. Интересно, что, в отличие от прозы самого загадочного русского писателя XX века, его драма почти никогда не шла на сцене. В советское время было никак невозможно поставить трагедию «14 красных избушек», рассказывающую о безумных буднях колхоза на берегу Каспийского моря, или комедию «Ноев ковчег», высмеивающую фальсификаторов-янки, обнаруживших останки библейского судна на вершине горы Арарат. Формально драматургия Платонова выглядит как гротескная перестрелка советскими лозунгами, канцеляризмами и лубочными оборотами — при минимуме действия.

«Сцена Платонова все еще пуста, его пьесы разыгрываются самой жизнью», — сказал о представленных в этом сборнике работах писатель и критик Андрей Битов. Вполне справедливо — особый «платоновский язык» именно в драматургии писателя достигает своей вершины. Потому вещи из этого сборника не особенно сценичны — их трагизм и ужас, которые прячутся за лексикой автора, раскрываются лишь при внимательном и неспешном чтении. Кстати, заглавный «Ноев ковчег» Платонов писал в последний год жизни, будучи уже безнадежно больным человеком.

Спецпроект

Загружается, подождите ...