Москва
Москва
Петербург

Пиковая дама

Режиссер/Постановщик: Валерий Фокин
Автор: Петр Чайковский
Опера Чайковского, над которой трудились Михаил Плетнев и Валерий Фокин.

Из режиссеров различных специализаций — оперной, театральной или киношной — в Большом театре поработали, кажется, уже абсолютно все: здесь человеку с репутацией предоставляют сцену по первому требованию. Не все опыты, однако, заканчиваются хорошо. Довольно часто, посещая спектакль, меломаны и критики убеждались в том, что бой с авторской партитурой режиссером проигран — и проигран окончательно. «Пиковая дама» — счастливое исключение: премьера, пусть и непозволительно сырая, показала, что в постановке Валерия Фокина есть жизнеспособность и со временем она станет одним из лучших репертуарных названий Большого.

В своем спектакле Фокин умело обыгрывает ставшие клишированными реалии Петербурга XVIII века: у него есть и жеманность века Просвещения, и изысканные дамские силуэты, и пресловутые три карты. Однако от нарочито манерной пасторали «Искренность пастушки», разыгрываемой в сцене бала, и от пышных париков и кринолинов веет каким-то потусторонним ужасом — это мир Графини, Пиковой дамы, где все неживое и где реальным людям места нет.

Над сценой нависает мост (еще один петербургский мотив), разделяя ее наподобие изображения игральной карты, и разворачивающееся внизу и наверху действие своей одновременностью делает спектакль более динамичным. Как у Чайковского резкой светотенью разделены мажорные и минорные краски — мотив любви Германна к Лизе и мотив карт и роковой тайны Графини, — так и спектакль Фокина экспонирует только два цвета — белый и черный.

Впрочем, белый — это не обязательно свет и добро: в кульминационной сцене появления призрака Графини перед Германном появляется одетая в слепяще-белое одеяние Графиня, сопровождаемая пятью абсолютно одинаковыми дамами, и в зрительный зал медленно просачивается суеверный страх. Одним словом, несмотря на отсутствие решетки Летнего сада, Зимней канавки и прочих атрибутов, перед нами петербургская история — с присущими этому городу таинственностью, неоднозначностью и чертовщиной.

Эффект присутствия Петербурга увеличивает Михаил Плетнев, периодически делающий из слушателя дурака — вот, думали, что знали «Пиковую даму» вдоль и поперек, а оказывается, сколько еще интересного можно высмотреть в этой до боли знакомой партитуре. На премьере певцы следовали его руке по мере таланта, но к декабрю наверняка найдут идеальный баланс между музыкальной и драматической сторонами спектакля, и тогда на сцене воцарится гармония.

27 сентября 2007,

Афиша

Персоны

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация