Message: Чусовая | Time Out

Message: Чусовая

Message: Чусовая

О мероприятии

Автор эпических «Сердца Пармы» и «Золота бунта» перешел к настоящему краеведению — написал гид по «местам силы» своих книг.

Чудеса популярности — еще лет пять назад предложение издать путеводитель по уральской реке Чусовой привело бы в недоумение любого издателя. Однако феерический успех мифологичных «Сердца Пармы» и «Золота бунта» пермяка Алексея Иванова заставил читателей снова открывать запылившиеся со школьных времен атласы и выискивать названия нечаянно прославившихся уральских гор, рек и деревень со старинными названиями. И заодно вспомнить реку Чусовую — ведь именно на ее берегах происходит действие археологичной прозы русского «магического реалиста» Иванова.

Все это выглядит частью заранее составленного плана. Сперва писатель интриговал отвыкших от уральской экзотики москвичей романными сюжетами и персонажами — вогулами и шаманами, оборотнями и колдунами, ламиями и сектантами, которые обитали по берегам стремительной уральской реки. А теперь, уже завоевав доверие читателя своей крепчайше заваренной прозой, спокойно приглашает на экскурсию по былинным местам. Действие происходит там же — но никаких вам чудес, только факты. Вместо наречий пермяков и уральских старообрядцев — сухой стиль книжки-гида.

Впрочем, и без чудес автор находит чем завлечь. Вот, например, ручей Кумыш, который уходит под камни, а потом с бешеной скоростью вырывается на поверхность. По берегам Чусовой стоят легендарные «бойцы» — огромные скалы, о которые еще 150 лет назад разбивались торговые барки. Здесь обитают редкие виды растений и животных, занесенных в Красную книгу, а река надежнее любого жесткого диска хранит память о вымерших народах и исчезнувших словах. Речка Дарья названа так в честь вогульского «тарыг’я», что значит «сосновая река», а скала со смешным названием Сосун получила свое имя от мансийского «сос» — «ручей».

Иванов легко повторяет действия своей героини: соединяет легенды с правдой, а историю — с современностью. Медной горы больше нет — ее срыли до основания, когда добывали руду. В среднем течении до сих пор ищут клад Пугачева и остатки лагеря Ермака. Известно место, где пермяки и вогулы в 1240 году разбили ордынцев, — да только до него не добраться: после создания Камского водохранилища старое устье Чусовой ушло под воду.

Автор — человек скромный: в своем путеводителе стесняется ссылаться на собственную прозу и все больше цитирует Мамина-Сибиряка (прославившего Чусовую и ее окрестности на стыке XIX и ХХ веков) или Павла Бажова, волшебные герои которого жили у устья реки. Но, кажется, Иванов своими романами уже и сам немало сделал для уральской культуры — а теперь положил еще один камень в основание ее идола.

Билетов не найдено!

Закрыть