Камерный театр. 100 лет

О спектакле

Спектакль-посвящение, написанный Еленой Греминой.

На дворе Первая мировая. Уже развеян миф о «благородных воинствах», уже в Москву обозами везут перемолотые новейшей военной техникой, потравленные в газовых атаках тела раненых. Московские барышни, среди них актрисы и юные студийки, днюют и ночуют в госпиталях, утешая стоны, перевязывая раны и выслушивая рассказы о горах трупо. И в это самое время режиссер Александр Таиров на Тверском бульваре арендует здание, где оборудует сцену, и с самыми красивыми начинающими актерами во главе с молодой ученицей Станиславского, своей будущей женой Алисой Коонен, ставит пряный, яркий, пластичный спектакль «Сакунтала» по пьесе древнеиндийского драматурга Калидасы.

Таиров рассчитывал на небольшую аудиторию. И театр свой назвал Камерным. Однако все 35 сезонов существования зал его был переполнен. И закрыт Камерный был распоряжением правительства в 1950 году как идеологически чуждый советскому строю. В том же году Таиров скоропостижно скончался. В здании Камерного открыли театр им. А. С. Пушкина. Но, по легенде, душа Таирова театр не покинула, с ним связаны многие мистические закулисные истории.

Нынешний художественный руководитель Пушкинского театра Евгений Писарев не захотел пропускать 100-летний юбилей Камерного, тем более что атмосфера в Москве угрожающе стала напоминать 14-й год века прошлого. На сайте был запущен проект собирания архива, куда множество людей стали выкладывать неизвестно как сохранившиеся фотографии, афиши, программки спектаклей Таирова, воспоминания и документы.

В сегодняшнюю афишу Пушкинского возвращаются некоторые названия. Уже вышла «Женитьба Фигаро» Бомарше в постановке Евгения Писарева. Готовится премьера «Любви под вязами» Юджина О’Нила в постановке Юрия Бутусова. Драматург Елена Гремина написала документальный сценарий, где дневники, письма, доносы и рецензии сплетены с фрагментами поставленных Таировым пьес: «Покрывало Пьеретты» Шницлера, «Адриенна Лекуврер» Скриба, «Федра» Расина, «Мадам Бовари» Флобера, «Саломея» Уайльда, «Опера нищих» Брехта. В представлении участвуют почти 80 персонажей, среди которых не только актеры Камерного, но также Константин Станиславский, Евгений Вахтангов, Всеволод Мейерхольд. Сценографом спектакля-посвящения стал Зиновий Марголин,  хореографом — Сергей Землянский. На сцену выйдет вся труппа театра.

Если рождественским вечером 25 декабря на сцене театра им. Пушкина случится нечто большее, чем просто вечер воспоминаний, то премьера войдет в постоянный репертуар.