Москва
Москва
Петербург

Музей с предсказаниями

По случаю 15-летия Московский музей современного искусства заглянул в прошлое, чтобы подумать о будущем.

На входе в «Музей с предсказаниями» по случаю круглой даты угощают печеньем, которое нужно незамедлительно съесть. Внутри, например, поэтическая строчка и номер работы, которую вы отыщете в залах, такой завет на будущее. Мне попалось «Счастлив, кто смело встает на защиту того, что любит» — не стану рассказывать, к какому творению прикрепили овидиевские слова, вдруг вам тоже попадутся именно они. Экспозиция, поднимающаяся со второго на третий этаж и спускающаяся обратно по обычно закрытой для публики лестнице (которую специально перегородили фальшстеной, чтобы зритель не свернул ненароком не туда раньше времени — пространством занималось бюро FORM), — уже шестой вариант аранжировки коллекции ММОМА.

За кураторский руль взялся директор Василий Церетели. Но не один, а вместе с музейными сотрудниками Андреем Егоровым и Анной Арутюнян. Они сплели воедино историю искусства XX – начала XXI века и рассказ о музее (здесь не только показывают историю ММОМА, например, в статистике посещаемости топовых выставок или в таблице того, что любят есть сотрудники музея, но еще впервые запускают вас в библиотеку с громоздящимися, как в фильмах, до потолка стеллажами и даже в депозитарий), а также решительно перемешали прошлое с настоящим и будущим. Разделы так и называются: «Гости из прошлого», «Назад в будущее» и «Вечное настоящее». А уж внутри них вы сами считаете и про тему памяти, и про детство, и про отдельного человека как героя своего времени — хоть «маленького», хоть вождя пролетариата с кинетической конструкцией Александра Колдера в руках — в работе соц-артиста Леонида Сокова.

И поскольку идея не в том, чтобы расставить оценки, а в желании проследить сквозные мотивы и разные взгляды на них, то, например, за общественное пространство и за общее дело, за память о прошлом отвечают и «Доска почета» в типичном для Аркадия Петрова ироничном, наивном (в хорошем смысле слова) стиле, и красный «коврик» нового академика Тимура Новикова с фото гипсового пионера, и «Трибуна», на которой стоит бюст из буханок (у Ирины Кориной), и «Завод» Дмитрия Налбандяна. В ММОМА не боятся рисковать и сталкивать такое лбами, и это уже само по себе любопытно как любая новая интерпретация. А так, конечно, тут будет человек-собака Кулик, и прокомпостированные латунные пластины — «Билеты в рай» Осмоловского, и тест на знание будущего «Все 1) будет хорошо 2) равно 3) обойдется без меня» от уличного художника Кирилла Кто.

Конечно, предугадать, как слово отзовется, не дано, но, из настоящего глядя в прошлое, иногда удается предчувствовать будущее.

Иллюстрация: Ирина Старженецкая. Четверо в саду. 1989

22 декабря 2014,

Места

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация