Москва
Москва
Петербург
u u u u u Мнение редакции

Игроки

Режиссер/Постановщик: Алексей Левинский
Актеры: Алексей Мишаков, Сергей Каплунов, Александр Кулаков, Анатолий Егоров, Иван Сигорских
Автор: Николай Гоголь
Гоголевская комедия в постановке Левинского, который избегает смачных подробностей постоялого двора, зато текст звучит как никогда красиво.

В этом сезоне авангардист Алексей Левинский выпускает премьеру за премьерой: поставив «Хозяйку анкеты» Вячеслава Дурненкова в Театре им. Ермоловой, тут же взялся за «Игроков» Гоголя.

Не изменяя своему фирменному стилю, режиссер обошелся с драматургом максимально бережно. Как известно, Гоголь в свое время горячо протестовал против того, чтобы его пьесы играли как водевили, — и не зря, ведь до сих пор велик соблазн: форма его нешуточных, по сути, комедий как раз водевильная. В «Около» к воле автора отнеслись более чем внимательно — из «Игроков» Левинский сделал грустную драму.

Шулер Ихарев, только что заполучивший крупную сумму, встречает шайку мошенников и присоединяется к ним, чтобы облапошить очередного простака, а в итоге как раз этим самым лопухом и оказывается. У Левинского гоголевские персонажи здесь вообще не похожи на аферистов: сумрачные и рассеянные, они ни на минуту не вдохновляются жульническим азартом, наоборот — постоянно засыпают, начиная клевать носом. Или заговариваются — как слуга Ихарева, который, подробно перечисляя дворовых людей своего господина, теряется и вязнет в именах, но по инерции продолжает выговаривать слова, утратившие всякий смысл.

Эта самая инерция у Левинского становится основой действия. Кажется, что героев, появляющихся на сцене через маленькую дверку в тяжелой железной стене-заднике, какая-то закулисная рука раскручивает, как волчок, и запускает к круглому игральному столу посреди сцены. Как только «заряд» заканчивается, герои ненадолго исчезают, чтобы в них вновь вселили жизнь. Игра здесь лишена всяческого романтического налета и сведена к вялому обмену репликами. Глов-младший (Сергей Каплунов) произносит за карточной игрой «Ва-банк, черт побери, ва-банк!» как школьник, читающий зазубренный отрывок. А Утешительный (Алексей Мишаков) ему на это машинально отвечает «Лопнул гусар!». Ихарев (Анатолий Егоров) в какой-то момент и вовсе перестает участвовать в происходящем и сидит ссутулившись, не видя окружающих.

В этом постоянном засыпании и постепенном сведении на нет лихо закрученной интриги угадана главная идея Гоголя: за нагромождением витиеватых словечек, хитросплетениями и псевдотрагическим монологом обманутого Ихарева в финале скрывается бессмысленная, дурная и бесконечная пустота. Левинский говорит об этом неконкретно, вне времени и как бы между прочим — большой поклонник абсурдиста Беккета, режиссер уверен, что никакого смысла ни в действиях, ни в словах давно нет. Гоголя, верившего в созидательность слова и миссию творящего слово литератора, этот вывод, конечно, ужаснул бы. Режиссер Левинский спокоен: для него это данность, которую осталось только повторять бесконечно.

18 апреля 2007,

Афиша

Места

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация