Москва
Москва
Петербург

Памяти Святослава Рихтера

Теодор Курентзис собирает музыкантов от Сибири до Италии - для исполнения вердиевского Реквиема в память Святослава Рихтера.

Каждый год ко дню рождения главного русского (а может быть, и мирового) пианиста ХХ века Святослава Рихтера в музыкальной жизни Москвы начинается бурное движение. Все, кто считал себя друзьями, соратниками, единомышленниками или последователями именинника, наперебой предлагают музыкальные приношения разного формата и качества. По какому из разрядов в нынешнем году проходит Теодор Курентзис, не слишком понятно, но его трибьют пианисту выглядит красиво и привлекательно: он исполнит вердиевский Реквием, заупокойную мессу романтических темных тонов.

Имя российского грека Курентзиса обычно связывают с роскошным и изобретательным барокко, в котором он особенно искусен, и с произведениями венских композиторов. Однако могучему природному темпераменту дирижера больше отвечает музыка масштабная и эффектная — не музейного, но площадного формата. В этом смысле вердиевская фреска ему подходит куда больше — можно представить, какие страсти ждут публику в главе Dies irae, где описываются геенна огненная и вопли грешников на Страшном суде. Курентзис мог бы просто привлечь к исполнению стандартные симфонический оркестр и стоглавый оперный хор, но пошел путем куда более сложным: привез из Новосибирска камерный коллектив Musica Aeterna с хором New Siberian Singers и соединил их с двумя столичными ансамблями — оркестром Musica Viva и консерваторским Камерным хором Бориса Тевлина. Верди зазвучит в неожиданной барочной манере — на жильных струнах, производящих мягкий, тающий звук, в исполнении невесомо-чистых голосов хористов. Таким образом, дирижер прочерчивает историческую перспективу — только не в будущее, к малеровским симфониям и хоровым опусам Стравинского, а назад — к пышным католическим празднествам барочной эпохи. И заодно — к моцартовскому Реквиему, который оспаривает у Верди право называться самым известным образцом жанра.

В нынешнем исполнении есть еще одна интрига — квартет солистов. Крупноформатные мужские голоса (громовой бас Евгений Никитин из Мариинки и итальянский тенор Роберто Сакка), которым обычно поручают вердиевскую музыку, будут разбавлены камерным меццо немки Биргит Реммерт и легким сопрано Хиблы Герзмавы. Такая необычная редакция вердиевского Реквиема может нравиться или нет — но доживи Святослав Рихтер до этого дня, это уникальное приношение наверняка произвело бы на него впечатление.

Памяти Святослава Рихтера
Дж. Верди — Реквием для солистов, хора и оркестра. Солисты: Х. Герзмава (сопрано), Б. Реммерт (меццо-сопрано, Германия), Р. Сакка (тенор, Италия), Е. Никитин (бас). Камерныe оркестры: Musica Aeterna и Musica Viva. Хор New Siberian Singers. Камерный хор МГК. Дирижер Т. Курентзис.

2 февраля 2007,

Ближайшие события

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация