Памяти Святослава Рихтера

О событии

Теодор Курентзис собирает музыкантов от Сибири до Италии - для исполнения вердиевского Реквиема в память Святослава Рихтера.

Каждый год ко дню рождения главного русского (а может быть, и мирового) пианиста ХХ века Святослава Рихтера в музыкальной жизни Москвы начинается бурное движение. Все, кто считал себя друзьями, соратниками, единомышленниками или последователями именинника, наперебой предлагают музыкальные приношения разного формата и качества. По какому из разрядов в нынешнем году проходит Теодор Курентзис, не слишком понятно, но его трибьют пианисту выглядит красиво и привлекательно: он исполнит вердиевский Реквием, заупокойную мессу романтических темных тонов.

Имя российского грека Курентзиса обычно связывают с роскошным и изобретательным барокко, в котором он особенно искусен, и с произведениями венских композиторов. Однако могучему природному темпераменту дирижера больше отвечает музыка масштабная и эффектная — не музейного, но площадного формата. В этом смысле вердиевская фреска ему подходит куда больше — можно представить, какие страсти ждут публику в главе Dies irae, где описываются геенна огненная и вопли грешников на Страшном суде. Курентзис мог бы просто привлечь к исполнению стандартные симфонический оркестр и стоглавый оперный хор, но пошел путем куда более сложным: привез из Новосибирска камерный коллектив Musica Aeterna с хором New Siberian Singers и соединил их с двумя столичными ансамблями — оркестром Musica Viva и консерваторским Камерным хором Бориса Тевлина. Верди зазвучит в неожиданной барочной манере — на жильных струнах, производящих мягкий, тающий звук, в исполнении невесомо-чистых голосов хористов. Таким образом, дирижер прочерчивает историческую перспективу — только не в будущее, к малеровским симфониям и хоровым опусам Стравинского, а назад — к пышным католическим празднествам барочной эпохи. И заодно — к моцартовскому Реквиему, который оспаривает у Верди право называться самым известным образцом жанра.

В нынешнем исполнении есть еще одна интрига — квартет солистов. Крупноформатные мужские голоса (громовой бас Евгений Никитин из Мариинки и итальянский тенор Роберто Сакка), которым обычно поручают вердиевскую музыку, будут разбавлены камерным меццо немки Биргит Реммерт и легким сопрано Хиблы Герзмавы. Такая необычная редакция вердиевского Реквиема может нравиться или нет — но доживи Святослав Рихтер до этого дня, это уникальное приношение наверняка произвело бы на него впечатление.

Памяти Святослава Рихтера
Дж. Верди — Реквием для солистов, хора и оркестра. Солисты: Х. Герзмава (сопрано), Б. Реммерт (меццо-сопрано, Германия), Р. Сакка (тенор, Италия), Е. Никитин (бас). Камерныe оркестры: Musica Aeterna и Musica Viva. Хор New Siberian Singers. Камерный хор МГК. Дирижер Т. Курентзис.