Москва
Москва
Петербург

Золотые дети

Маленькие герои выставки "Золотые дети" трудами художников XVI - XIX веков предстают перед нами на редкость несимпатичными.

В стародавние времена в детях ценили не беззащитную нежность, а богатство и статус их родителей; живописцев приглашали писать не каких попало младенцев, а только самых достойных. Внимания художников удостаивались отпрыски семей, веками правивших Европой: юные принцы, принцессы, эрцгерцоги. Вся эта маленькая знать отличалась от взрослой лишь ростом и неопределенностью пропорций, которые портретисты вычисляли приблизительно, в меру таланта и выучки. Любить таких детей - тяжелый крест, зато разглядывать забавных уродцев - одно удовольствие. Лучше делать это с каталогом, где в подробном описании каждого портрета разъясняют, что украшения на шеях девочек - это "брачные сердечки", текст псалма в руке символизирует смерть ребенка, печенье - земной шар, которым деткам предстояло управлять, а собака обозначает ученость и дисциплинированность.

Превращение маленьких чудовищ в красавцев произошло в конце XVIII - начале XIX века, но в коллекции Якоберов, из собрания которых была сформирована выставка, эта эпоха уже никак не представлена. Им нравились именно такие - очень странные, совсем не симпатичные дети, от портретов которых зритель отходит с легким чувством вины, поскольку точно знает, что детей должно любить и образами их любоваться. Вина за эту странную неприязнь к ним отчасти лежит на авторах полотен, художниках третьего-четвертого сорта; на портретах работы Веласкеса та же легко узнаваемая инфанта Маргарита смотрится куда занятнее и привлекательнее.

56 детских портретов уроженцев Нидерландов, Испании, Австрии, Германии, Англии, Польши, Италии, успешно путешествующие сейчас по городам Америки и Европы, принадлежат фонду-музею семьи Якобер, расположенному в их имении на Майорке. Коллекцию, которая сейчас является частью национального культурного наследия Испании, Якоберы собирали почти тридцать лет. К каждому ребенку они относятся как к приемному, подолгу описывая журналистам его таланты, особенности характера, историю, происхождение - и тем самым проявляют снисходительность, которой не грешили ни портретисты, ни родители, готовившие отпрысков к суровой жизни. Не слишком надеясь на помощь амулетов и аллегорий, детей закаляли как сталь.

В центре экспозиции организаторы поставили столики, разложили картинки и контурные рисунки, чтобы нынешние дети, раскрашивая их, приобщались к культурному наследию. Но вряд ли наши юные современники признают в карликах, наряженных в тяжелый бархат и мерцающее золото, блестящих и стройных героев сказок.
1 декабря 2005,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация