Пышка
Time Out

О спектакле

Постановка по пьесе Василия Сигарева, переосмыслевшего новеллу Ги де Мопассана.

В основе «Пышки» которая вышла в МХТ еще в конце прошлого сезона, но почти не игралась с тех пор, — не текст, прославивший когда-то Ги де Мопассана, а пьеса Василия Сигарева, автора «Пластилина» и единственного русского драматурга, получившего британскую премию Evening Standard. Его «Пышка» весьма отличается от оригинала.

В новелле рассказана пронзительная история о куртизанке по прозвищу Пышка, которая, выезжая из осажденного неприятелем Руана (действие происходит во время франко-прусской войны), оказывается в обществе потомственных аристократов, двух монашек и пылкого демократа. Все они презирают свою спутницу до тех пор, пока та не спасает их от голода, а потом и вовсе вызволяет из прусского плена, оказав неприятельскому офицеру известные услуги. Мопассан саркастичен по отношению к этим снобам и лжепатриотам, которые сначала толкают Пышку на такой шаг, а по его совершении начинают относиться к ней с еще большим презрением. Он иронизирует и над самой героиней, но ее поступок во спасение малознакомых двуличных людей, равно как и ее наивная вера в то, что так она может помочь Франции, насмешек у него не вызывает.

В интерпретации Сигарева Пышка то ли глупа, то ли психически нездорова — повсюду носит с собой большую наряженную куклу, которую считает своей лучшей подружкой. Соглашается стать женой демократа и проходит через глумливый свадебный обряд, где шматок сала заменяет Библию, кружки колбасы — обручальные кольца, а распятая на стене курица — образа. Сигаревскую пьесу населяют фрики: монашки превратились в похотливых сиамских близнецов, наследственный граф получил сифилитический нос, его жена — безобразные усы, хозяин гостиницы — чесотку, и прочая, и прочая.

В отличие от драматурга, Георгий Товстоногов — внук знаменитого режиссера — практически не отступает от заданного текста. Возможно, именно это послушание сыграло с ним злую шутку: после первой сцены характеры разгадываются, так что смотреть (да, кажется, и играть) спектакль становится неинтересно.