Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею

Рисунки французских мастеров из музея «Альбертина»

Около 80 французских рисунков с временным охватом с XVI по XIX век.

Говоришь «Альбертина» — подразумеваешь «графика». В этом музее хранится самая представительная в мире графическая коллекция. И хотя дайджест (включающий Дюрера, Рубенса, Шиле и много кого еще), что показывают в анфиладе парадных залов в качестве постоянной экспозиции, — копии, поскольку рисункам вреден долгий свет, но копии отличные. И цвет, и даже появившиеся от времени пятна-фоксинги на бумаге — все воспроизведено отлично. Впрочем, у Альбертины есть и живопись — год назад в Эрмитаж привозили экспрессионистов. На сей раз из Вены уже в Москву путешествуют 84 рисунка с французским профилем и временным охватом с XVI по XIX век. И география, и хронология тут принципиальны.

Потому что если век XVI, то во Франции он стал эпохой «карандашного портрета», и на выставке с портрета эпохи глядит некий «Молодой человек с брыжами и в польской шапочке» Пьера Дюмустье-дяди. Шапочка и брыжи (жабо) — полупрозрачно-серые, как неброское обрамление лица, а уж тут цвет и прорисовка (борода — волосок к волоску) берут свое. И лицо кажется объемным и живым, но как будто на мраморном «постаменте» (С кем сравнить? В России разве что Сомов будет пользоваться схожим приемом, тщательно прорабатывая лицо и оставляя «недопроявленным» остальное). А когда XVI столетие сдало вахту XVII, настал веселый, динамичный маньеризм Жака Белланжа и Жака Калло (в Пушкинском — его густонаселенный, как батальное полотно, но маленький эскиз к офорту «Ярмарка в Импрунете»).

Впрочем, вся эта порывистость маньеристских линий вскоре уступила классицистической уравновешенности, грезам об Античности, поездкам в Италию у Никола Пуссена и Клода Лоррена — с величественными пейзажами и нимфами в придачу. Хотя вот какая штука, настроения времени менялись на прямо противоположные, и XVIII век снова — но по-новому — увлекся легкостью и порывистостью, подавая ее то просто игриво, а то и фривольно вместе с хорошенькими румяными Венерами и просто современницами в рокайльных работах Ватто, Буше и Фрагонара. Но классицизм, как известно, так просто позиций не сдал — он еще вернется и в работах Жака-Луи Давида, и в холодно-изысканных, салонных портретах Энгра. А XIX столетие решило все перемешать — романтизм Делакруа с реализмом Милле, академизм Энгра с легкостью, воздушностью пейзажей Эмиля Коро из Барбизонской школы. Такая география и история. С французским почерком.

Иллюстрация: 7. Клод Лоррен. Рисовальщик со спутником на опушке леса. Около 1645. Музей Альбертина (Вена). © ALBERTINA MUSEUM, 2014.

17 ноября 2014,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация