Москва
Москва
Петербург

Карьера Артуро Уи, которой могло бы не быть

Фестиваль "Золотая Маска" открывается гастролями - театр "Берлинер ансамбль" везет в Москву спектакль-легенду "Карьера Артуро Уи".

"Карьеру Артуро Уи" Бертольта Брехта с Мартином Вуттке в главной роли поставил в театре "Берлинер ансамбль" Хайнер Мюллер - выдающийся немецкий драматург, за два года до смерти взявший на себя руководство главной брехтовской площадкой и полностью обновивший ее. Премьера вышла в 1995-м - эйфория объединения все еще витала над Берлином. Театр, стоявший неподалеку от бывшей Стены, стал точкой сборки этого процесса, а западногерманские интеллектуалы Мюллер и Вуттке - его главными идеологами. В 1996-м спектакль приехал на гастроли в Москву - уже в ранге мировой сенсации. Надо думать, за прошедшее десятилетие постановка о неизлечимости фашизма и тоталитаризма не потеряла своей актуальности.

Историю о том, как мелкий мафиозный босс подчиняет себе целый город, Брехт писал в 1941 году. В образе Уи драматург выводил не только американских гангстеров времен Аль Капоне - его герой был откровенной карикатурой на маленького человека, который интуитивно распознает людские слабости и, умело используя их, быстро пробивается наверх. Актер Мартин Вуттке, который сыграл в спектакле Мюллера главную роль, прямо срисовал своего героя с Гитлера. Мюллера и Вуттке в "Карьере" занимала уже не социальная сатира, а сама психофизическая природа гитлеровской истерии.

Готовясь к роли, Вуттке изучил все гримасы и речи Гитлера и перечитал массу литературы. Он методично прививал себе болезнь, которую пытался исследовать. Его Артуро Уи производил тонны театра на микрон времени - актер в этой роли был воплощением фашистской чумы. Многие считают, что Вуттке носит в себе эту бациллу до сих пор, - она была в его крови, когда он снимался в фильмах Фолькера Шлендорфа, играл Ставрогина в "Бесах" или Пилата в "Мастере и Маргарите".

Но, кроме того, в 1996 году рядом с ним на сцене был не метафизический, но вполне реальный источник вдохновения. В одной из самых экзотических ролей спектакля играла 89-летняя актриса Марианна Хоппе (она умерла в 2002 году), любовница Гитлера и жена Густава Грюнгенса, главного актера Третьего рейха. Вуттке играл с той, которую любил и целовал фюрера, - можно себе представить, какой силы заряд он получал от нее на сцене.

В этой постановке Мюллер перекромсал Брехта по своему усмотрению: какие-то сцены убрал, какие-то удвоил, где-то добавил текст Шекспира, пролог превратил в эпилог. Однако главным в спектакле стало не режиссерское решение, не смелость концепций, а Мартин Вуттке - роль Артуро Уи принесла ему тогда звание лучшего актера Германии. Основной идеей Брехта и Мюллера была необходимость сопротивления всем уи, но сопротивляться энергии персонажа Вуттке просто невозможно. На этой батарейке уже десять лет работает немецкий театр, а сейчас сможет подзарядиться и русский.

Б. Брехт. Режиссер Х. Мюллер. В главной роли М. Вуттке. Театр "Берлинер Ансамбль" (Германия). Проект "Легендарные спектакли ХХ века".

29 января 2007,

Ближайшие события

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация