Карьера Артуро Уи, которой могло бы не быть

О событии

Фестиваль "Золотая Маска" открывается гастролями - театр "Берлинер ансамбль" везет в Москву спектакль-легенду "Карьера Артуро Уи".

"Карьеру Артуро Уи" Бертольта Брехта с Мартином Вуттке в главной роли поставил в театре "Берлинер ансамбль" Хайнер Мюллер - выдающийся немецкий драматург, за два года до смерти взявший на себя руководство главной брехтовской площадкой и полностью обновивший ее. Премьера вышла в 1995-м - эйфория объединения все еще витала над Берлином. Театр, стоявший неподалеку от бывшей Стены, стал точкой сборки этого процесса, а западногерманские интеллектуалы Мюллер и Вуттке - его главными идеологами. В 1996-м спектакль приехал на гастроли в Москву - уже в ранге мировой сенсации. Надо думать, за прошедшее десятилетие постановка о неизлечимости фашизма и тоталитаризма не потеряла своей актуальности.

Историю о том, как мелкий мафиозный босс подчиняет себе целый город, Брехт писал в 1941 году. В образе Уи драматург выводил не только американских гангстеров времен Аль Капоне - его герой был откровенной карикатурой на маленького человека, который интуитивно распознает людские слабости и, умело используя их, быстро пробивается наверх. Актер Мартин Вуттке, который сыграл в спектакле Мюллера главную роль, прямо срисовал своего героя с Гитлера. Мюллера и Вуттке в "Карьере" занимала уже не социальная сатира, а сама психофизическая природа гитлеровской истерии.

Готовясь к роли, Вуттке изучил все гримасы и речи Гитлера и перечитал массу литературы. Он методично прививал себе болезнь, которую пытался исследовать. Его Артуро Уи производил тонны театра на микрон времени - актер в этой роли был воплощением фашистской чумы. Многие считают, что Вуттке носит в себе эту бациллу до сих пор, - она была в его крови, когда он снимался в фильмах Фолькера Шлендорфа, играл Ставрогина в "Бесах" или Пилата в "Мастере и Маргарите".

Но, кроме того, в 1996 году рядом с ним на сцене был не метафизический, но вполне реальный источник вдохновения. В одной из самых экзотических ролей спектакля играла 89-летняя актриса Марианна Хоппе (она умерла в 2002 году), любовница Гитлера и жена Густава Грюнгенса, главного актера Третьего рейха. Вуттке играл с той, которую любил и целовал фюрера, - можно себе представить, какой силы заряд он получал от нее на сцене.

В этой постановке Мюллер перекромсал Брехта по своему усмотрению: какие-то сцены убрал, какие-то удвоил, где-то добавил текст Шекспира, пролог превратил в эпилог. Однако главным в спектакле стало не режиссерское решение, не смелость концепций, а Мартин Вуттке - роль Артуро Уи принесла ему тогда звание лучшего актера Германии. Основной идеей Брехта и Мюллера была необходимость сопротивления всем уи, но сопротивляться энергии персонажа Вуттке просто невозможно. На этой батарейке уже десять лет работает немецкий театр, а сейчас сможет подзарядиться и русский.

Б. Брехт. Режиссер Х. Мюллер. В главной роли М. Вуттке. Театр "Берлинер Ансамбль" (Германия). Проект "Легендарные спектакли ХХ века".