Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею

Магия тела. Рисунок конца XIX-XX веков

Следом за выставкой обнаженной натуры на Крымском Валу в Лаврушинском переулке показали вторую часть проекта «Магия тела».

На этот раз в фокусе внимания не большие виды искусства живопись и скульптура, а рисунок конца XIX-XX веков. Тем лучше. Рисунок, он часто живее, быстрее, камернее и интимнее. Линия, штрих, то бегущий, то вдруг оборвавшийся «на полдороге» — а жест схвачен, характер присвоен персонажу, как у Владимира Лебедева, в 1920-х черной акварелью писавшего натурщиц: первая чуть подалась вниз, будто что-то держит в руках (пустых, кстати), но главное, руки эти — одна стала просто светло-серой линией, вторая и вовсе сошла «на нет», превратившись в отдельные черные штрихи, от плеча до пальцев — только штрихи, намеки — а поза готова. Другая хороша иначе: стоит гордо, как бронзовый полководец на площади, хотя она-то стоит на разлинованном тетрадном листе, нет черт лица, лишь резкий разворот головы (будто на нас в упор глядит) с веселым каре, в черных чулках, туфлях и в невиннейшем, суперзакрытом белом белье.

Ню тут две сотни из фондов Третьяковки, от эскизов Зинаиды Серебряковой к панно с могучими женскими телами для Казанского вокзала - до белых на белом обнаженных, лаконичных, как бумажный шелест, у нонконформиста Владимира Вейсберга. Смотреть и обсуждать это, конечно, лучше мужчинам — женщины в какой-то момент устают и начинают говорить про киноактеров. А история на самом деле из разряда простых истин: что красота, она для всех разная, и даже когда от изящных «Трех граций» (убрать еще немного плоти, подождать годы — и будут экзистенциальные, правда, уже совсем не жизнелюбивые скульптуры Джакометти) Михаил Ларионов переходит к грудастым примитивам, это цепляет, потому что увидено с озорством, незашоренным взглядом. Хождение женской нагой натуры, так сказать, в массы (только не подумайте плохого) началось не так давно — в 1893 году в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Императорской Академии художеств появился класс женской натуры. И понеслась, и уже не для учебы, а для себя.

Бубнововалетовец Илья Машков самые пышные части углем нарисованного пышного тела еще и подцвечивает. Владимир Милашевский из группы «13» с акварельной легкостью подсмеивается над купальщицами в Кусково (тут вам не пуантилизм французских купальщиков и набережных Сёра, это советский 1938 год — но жизнь продолжается). Петров-Водкин неожиданно, не знали мы его такого, набрасывает утонченную обнаженную с зеркалом, явно вспоминая многочисленных Венер с тем же предметом у европейских классиков. А Серов — тот как всегда изысканно-строг. Черная драпировка показывает лишь дугу спины, но скользящий по задумчивому лицу свет, поправляющая туфельку рука — тоже про магию образа.

Иллюстрация: Кустодиев Б.М. Красавица. 1915. Холст, масло. 141 х 185

6 ноября 2014,

Места

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация