Белые зубы
О мероприятии
В дебютном романе «Белые зубы» англичанки Зэди Смит семейная сага соседствует с детективом, а бенгальцы — с ямайцами и британцами: неудивительно, что книга стала международным хитом.
Дебютный роман 25-летней темнокожей англичанки Зэди Смит стал мировым бестселлером и вовсе не благодаря грамотному пиару или полтикорректным благоглупостям. История создания этой книги любопытна и поучительна. Девочка Сэди (букву S во вполне обычном имени Sadie на экзотическое Z она сменила сама в 14 лет) с детства проявляла разнообразные таланты танцевала чечетку, пела в мюзикле, позже выступала как профессиональная джазовая певица. Но интерес к чтению и юношеские опыты в литературе привели девушку в Кембридж, где она стала изучать английскую словесность. Первые ее рассказы, опубликованные в студенческих сборниках, привлекли внимание издателя, сразу распознавшего отнюдь не научный потенциал юной филологини. Он сразу предложил ей контракт на издание романа. Но у мисс Смит голова от счастья не кружилась: она сразу обратилась к литературному агенту. Того не смутило, что у будущего романа нет еще ни одной главы, и он взялся представлять интересы способной студентки. Да так рьяно, что провел в 1997 году среди издателей аукцион за право публикации хотя у автора был готов только черновик первой части книги.
Эти чрезвычайные усилия, вызывавшие у многих усмешку (ведь речь шла о дебютном опусе никому не известной девицы), полностью оправдались. Сразу после выхода в 2000 году объемистое сочинение стало международным бестселлером (по всему миру было продано 8 миллионов экземпляров), получило множество премий. Журнал Time Out New York назвал его "романом 2000 года". Весь этот маркетинг не имел бы смысла без самого главного очень хорошего романа. Зэди обнаруживает недюжинную наблюдательность и способность к небанальным обобщениям во вполне традиционном повествовании.
Речь идет о жизни нескольких поколений двух семей из Северного Лондона, бенгальцев Икбалов и Джонсов, в доме у которых британцы смешались с ямайцами. Одну из главных героинь взрослеющую на наших глазах мулатку Айри Джонс писательница явно наделила многими автобиографическими чертами. В семейную сагу искусно вплетены несколько почти детективных линий, все туже заплетающихся к концу книги. 25-летняя писательница сумела ударить по самым больным местам современной Британии изнутри и, кажется, стала первой, кому это удалось. Этнические подростковые банды, бойцы которых мешают мусульманский фундаментализм с крутизной голливудских киногангстеров; наркотики и свободный секс в школах; самодовольство и опустошенность внешне благополучных экс-хиппи. И самое главное мучительные поиски своей идентичности эмигрантами второго поколения, которые никак не могут понять, кто они жалкие изгои или свободные граждане великой страны. Должны ли они беречь свои традиции и припадать к корням или, наоборот, стремиться к ассимиляции и бодро смотреть в будущее? В рецензии такие вопросы звучат анекдотической политкорректной чепухой но в книге обрастают живой плотью и наливаются болью.