Механический балет

О событии

Дюссельдорфские танцовщики привозят на Московскую биеннале исчезнувший спектакль-перформанс 1923 года.

Московская биеннале современных исполнительских искусств настойчиво убеждает нас искать эту самую современность в прошлом: артисты привозят на нее в основном реконструкции старых работ. На этой неделе покажут еще одну - "Механический балет", сотворенный 80 с лишним лет назад художником Куртом Шмидтом и хореографом (а заодно и композитором) Хансом Хайнцем Штукеншмидтом в Йене. Постановка входит в серию представлений, сделанных в начале 20-х художниками школы "Баухауз" - в них, по замыслу, музыка и художество должны были существовать на равных. "Механическим" спектакль был назван потому, что главными действующими лицами в нем были не люди, а арт-объекты в человеческий рост, передвигаемые скрытыми за ними танцовщиками; во втором десятилетии XX века вообще было модно считать, что залогом счастья и мировой гармонии является механизация всего. В ту эпоху мастера искусств захватывали слова, как варвары; заявляя о своем желании "освободить танец", арт-радикалы назвали свой перформанс балетом лишь потому, что в нем было движение.

Труппа "Театр звуков", которая привозит к нам реконструкцию этого проекта, возникла 20 лет назад в Дюссельдорфе. Тогда композитор Йорг Ленсинг объединил трех дизайнеров с восемью выпускниками знаменитой Фолквангхохшуле - немецкой школы искусств, воспитавшей всех современных германских танцреволюционеров (сама Пина Бауш сначала училась, а затем преподавала там). Его целью было возрождение того синтетического театра, дорожки к которому протаптывали художники "Баухауза", смытые нацистской волной - Гитлер определил их работы на выставку "Дегенеративное искусство". Подробной записи спектаклей 20-х не осталось - и потому "Театр звуков" предупреждает, что только пытается приблизиться к оригиналу.

Хореография К. Шмидта. Музыка Г.-Х. Штуккеншмидта. Театр Der Klange (Дюссельдорф).

Спецпроект

Загружается, подождите ...