Москва
Москва
Петербург

Чайка

Музыкальный театр прощается с птичкой, чтобы встретить рыбку.

На этой неделе «Чайку» Джона Ноймайера танцуют в Музыкальном театре последний раз в сезоне и предпоследний раз вообще — осенью закончится пятилетний контракт на прокат спектакля, тогда же чайка последний раз вспорхнет на Большой Дмитровке. Птичку в этом театре в начале февраля сменит придуманная тем же хореографом рыбка — ну или почти рыбка, Русалочка. В версии Ноймайера андерсеновская сказка стала воплощенным страданием великого сказочника — тот сочинил грустную историю после того, как молодой человек, в которого Андерсен был влюблен, благополучно и счастливо женился. То есть то, что Андерсен страдал от неразделенной (и неведомой предмету страсти) любви и в это время и написал знаменитую сказку, — это исторический факт; гамбургский худрук лишь перелил историю в балет. На сцене появилось трогательное немое существо — с ногами, скрытыми текучей юбкой, и пластикой морской волны — обретшая балеринский облик душа сказочника, который и сам присутствует на сцене, со стороны поглядывая на историю своей героини. Впервые Ноймайер поставил «Русалочку» шесть лет назад в Копенгагене — ко дню рождения королевы Маргрете II. Датский королевский балет вряд ли мог придумать лучший подарок своей патронессе-балетоманке. Но подробнее об этом поразительно нежном, печальном и отчаянном балете — через две недели, когда премьера станет ближе. Сейчас — о том, почему стоит отправиться на «Чайку», если вы ее еще не видели. (Если видели — сами захотите использовать предпоследний шанс повторить; могу лишь заверить, что спектакль за время проката хуже не стал.) «Чайка», в которой Ноймайер перенес действие в балетный мир из мира «драматического» (Тригорин стал знаменитым хореографом, Треплев — начинающим, Нина — вдохновенная любительница, Аркадина — прима императорской сцены; многое менять не пришлось), сохранила все придуманные Чеховым нервные связи и тихий чеховский сарказм. Приобрела при этом дивные танцы (особенно хороши треплевский «спектакль в спектакле» на озере и гомерическая пародия на рутину петербургской придворной сцены). «Чайка» — это одновременно и ноймайеровское объяснение в любви к классическому балету (а гамбургский гуру — классик во всех значениях этого слова), и список претензий, предъявляемых мэтром родному виду искусства. Изучая иллюстрации к темам «актерский эгоизм», «актерская ограниченность», зал хохочет. Но — странное дело! — фантастическое мерцание придуманного Треплевым балета в балете перекрывает все хохмы. Колдовское озеро, эти танцы, сконцентрировавшие в себе весь будущий ХХ век, и тихая (никаких выстрелов!) смерть Кости. Не упустите эту «Чайку».

14 января 2011,

Афиша

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация