Москва
Москва
Петербург

Возвращение

В повести Андрея Платонова солдат, вернувшись с войны, не может привыкнуть к своей собственной семье. В режиссуре Юрия Еремина проблема отчужденности и невозможности вернуться в прошлое укрупнена проекциями на экран того, что происходит на сцене.

Возвращение — совместная инициатива МХТ и фестиваля Черешневый лес, который в этом году проходил под девизом Мировая победа и представил лишь одну театральную премьеру — инсценировку рассказа Андрея Платонова. Режиссер Юрий Еремин поставил его во второй раз за десять лет: прошлый опыт под названием Семья Ивановых был осуществлен в рамках празднования 50-летия победы в театре им. Пушкина. Написанный в 1946 году и опубликованный затем в Новом мире, и буквально разгромленный критикой, рассказ стал неудавшейся попыткой Платонова снова встроиться в литературный процесс. Советский классик так и не смог вернуться к нормальной жизни — в отличие от своего героя, которому, впрочем, родной дом тоже оказался не очень-то мил. Чужой и пугающей кажется только что отвоевавшему гвардии капитану Алексею Иванову (Алексей Гуськов) его гражданская жизнь; он использует любой повод, чтобы отсрочить свидание с семьей. Остается на двое суток в незнакомом городке, привлеченный запахом осенних листьев, которым пахнут волосы его случайной попутчицы Маши (убедительная игра студентки Школы-студии МХАТ Юлии Галкиной). К ней же он, побывав дома, соберется сбежать от изменившей жены и повзрослевших, ставших чужими детей.

На сцене — интерьеры дома Ивановых — ровно такие же, какими были до начала войны. Спальня со старым шкафом и узкой жесткой кроватью, пожелтевшая фотография на стене, кухня с буржуйкой и деревянными лавками. Ничего не изменилось, но тем неуютнее чувствует себя здесь Иванов. Мучительно подбирает реплики, чтобы поддержать разговор с заробевшей женой, удивляется отчужденности пятилетней Насти, которая не помнит отца в лицо, и с некоторой даже неприязнью следит за размеренной деловитостью сына Петруши. Двенадцатилетнего мальчишку, перепрыгнувшего за четыре года войны через собственное детство, молодость и зрелость и превратившегося в маленького старичка, с удивительной серьезностью играет юный актер Ваня Моисеев.

Экран, установленный посередине сцены на специальной подвижной платформе, то и дело отъезжает в сторону, обнажая железнодорожный тупик — рельсы, у которых Иванов дожидается поезда. На белое полотно транслируются картинки, выхваченные из действия специальной камерой. Ее луч освещает довоенную фотографию счастливого семейства Ивановых, приближающийся к станции поезд, героев спектакля и даже алюминиевые кружки на столе. Поданные крупным планом лицо Олега Табакова, читающего авторский текст, и руки Любы (Ирина Гордина), мнущей тесто для праздничного пирога с изюмом, выдерживают такой blow up. А вот попытки проследить за сложной гаммой чувств самого Иванова или его жены оборачиваются провалом: мелодраматические эмоции, обозначенные грубо и громко, бросаются в глаза и безо всякой кинофикации.

22 сентября 2005,

Афиша

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация