Москва
Москва
Петербург

Британский дизайн: от Уильяма Морриса к Цифровой революции

Дрессер, Морган, Макинтош и другие гении английского дизайна в интерьере пушкинского играют новыми красками.

Миновав античных гигантов в Греческом дворике, вы попадаете в маленький зал, где у входа стоит стул. «Стул Макинтош» — не из тех, что показывают сейчас на ретроспективе звезды шотландского модерна в Музеях Кремля, но, понятное дело, обладающий типичными признаками — высокой спинкой и геометрическим декором — и явно на ту выставку дающий ссылку (благо до нее — рукой подать). А рядом с работой Макинтоша — напоминающий ледяную глыбу стул из стекловолокна «Общая динамика» и кресло «Впечатление» из поставленных «на дыбы» фанерных реек — оба от молодого дизайнера Джулиана Майора.

Образцы цветастых набивных тканей классика Уильяма Морриса, подставка для тостов второй половины XIX века и дизайна Кристофера Дрессера керамическое блюдо с павлином от соратника Морриса — Уильяма Моргана, а еще вазы авторства Майкла Идена, которые то, кажется, из шипов склеены, то из обрезков бумаги, а на самом деле из «высококачественного нейлона с мягким минеральным покрытием» и с «3D печатью посредством послойного сплавления». Современники вовсю экспериментируют с технологиями, и, например, повальную моду на 3D Дэниел Уидриг поставил на службу самой моде: сначала разработал с голландским модельером Айрис ван Харпен «первую в мире коллекцию одежды, напечатанную на 3D-принтере» (ее тут нет), а опробовав таким образом технологию, взялся за украшательства — аксессуары то есть. В ГМИИ на обнаженную грудь манекена спускается, изгибаясь, стального цвета колье-воротник из серии «Кинезис» — с помощью 3D-сканирования Уидриг, как сообщает пояснение, «добился полного совпадения естественных изгибов тела модели и сложной геометрии каждого украшения». А плюс ко всему этому в стеклянной витрине лежат столовые приборы от мировой архитектурной знаменитости Захи Хадид.

Словом, разнообразие необычайное, так что порой, кажется, норовит впасть в разнобой. Организаторы уверяют, что смысл — в сопоставлениях XIX века и нынешнего времени. Да, тут пора сказать, что показ сделан не только вместе с Московским музеем дизайна — он сделан им вместе с лондонским Музеем Виктории и Альберта и просто демонстрируется в Пушкинском. Директор Пушкинского музея Марина Лошак, еще будучи арт-директором Музейно-выставочного объединения «Манеж», позвала туда и Музей дизайна, который, однако, при следующем руководителе в Манеже не удержался — и теперь вот сделал выставку на Волхонке. Лошак вообще считает, что дизайну музей должен уделять «особое внимание», и намерена выделить под этот сюжет площади в будущем музейном городке. Ну а что до теперешней выставки, обещанные сопоставления можно найти в вариации 2006-го на тему рисунка Уильяма Морриса 1887-го «Ветви и ивы» — только современник Кристофер Пирсон сделал картинку движущуюся: видео, на котором то ветви растут, то медитативно падают листья.

Моррис искал красоты в прошлых эпохах, лелеял мечту о возвращении к средневековому ручному труду и стал пионером «Движения искусств и ремесел». Его современник Кристофер Дрессер тоже стал пионером — только промышленного дизайна — и предпочитал лаконичные формы, отчего его вещи выглядят сделанными если не сегодня, так вчера. Если принять такой «антагонизм» как два возможных пути развития, то создается впечатление, что Морриса (хотя его имя и стоит в названии выставки) история дизайна решила не заметить, что вообще-то неправда. Судя по экспозиции, дизайнеры стройными рядами пошли именно за Дрессером. И хотя от числа работ, конечно, создается эффект изобилия (несмотря на то что их всего-то около трех десятков), но принцип подбора остается очень часто непонятным. То есть если дрессеровские столовые предметы вполне встают в один ряд с работами Захи Хадид, то какой путь проделал дизайн, например, от макинтошевского стула до современного эргономичного кресла из реек, остается гадать.

Иллюстрация: Сара Энголд (род. 1982) Анемона «Кларис». Абажур. 2011 Акрил, лазерная резка, ручная сборка. Предоставлено “Sara Angold Studio” Фотография “Sara Angold Studio”

10 октября 2014,

Еще по теме

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация