К 80-летию Юрия Григоровича

О событии

В Большом театре отмечают юбилей Юрия Григоровича - главного балетмейстера советской эпохи, художника и партаппаратчика.

В первые две недели января главный театр страны собирается отправить всех своих гостей в прошлый век: в полное патетических надежд начало 60-х, в пасмурный конец этого десятилетия и в позднебрежневские 80-е. Собраны спектакли только советских лет - точнее, только постановки Юрия Григоровича, тогдашнего худрука театра. Это не случайно: бывшему властителю балетной страны (Плисецкая как-то назвала его "Сталиным") в начале января должно исполниться 80 лет.

По его работам можно пройтись как по выцветшему, замершему музею. Вот "Легенда о любви" - спектакля уже давно не было в афише, его специально возобновили к торжествам; это "ранний", еще "петербургский" Григорович. Тогда он еще думал о том, каким вообще должен быть его балет, - и уже выстраивал мрачное военное шествие, подчиняющее своим ритмом все живое, загоняющее влюбленную парочку в капкан и заставляющее склоняться и восхищаться своей чуть манерной фашистской красотой. Вот "Спартак" - самый живой на сегодняшний день его балет. В нем - огромные прыжки рвущих путы рабов и прогулки безразличных патрициев; постановка, которую актеры могут развернуть и так и этак, и она будет то о тщетности всякого бунта, то о том, что за какие-то вещи не грех и умереть. Это - переломный 1968-й: в Праге - танки, Григорович - все еще в раздумьях. А вот уже трясина "Золотого века" (1982) - работа не хореографа, а партаппаратчика, тоскливый пересказ советских мифов о НЭПе.

А для тех, кто не хочет тратить праздники на поучительные экскурсии в СССР, есть еще "Щелкунчик" . Он сделан тем же самым человеком в 1966-м - вылеплен из чистого снега, вечной музыки и ясных надежд. И это лучший спектакль юбилея - хотя в афише он стоит вовсе не из-за даты, а просто потому, что Новый год.