Москва
Москва
Петербург

Идущие и уходящие - возрождение традиций

На Фестивале им. А. П. Чехова японский режиссер Тадаси Судзуки сознательно не покажет ничего нового.

Тадаси Судзуки вместе со своим японским театром "Того" впервые приехал в Россию на Международный театральный фестиваль 1998 года, привез спектакль "Дионис" - эксперимент, основанный на "Вакханках" Еврипида. С тех пор возвращался не раз - показывал спектакли "Царь Эдип", "Сирано де Бержерак", "Иванов". На этот фестиваль Судзуки, однако, привозит нечто неожиданное - спектакль "Идущие и уходящие: возрождение традиций", состоящий из двух частей: в первой - буддийские песнопения, во второй - античная драма.

Неожиданно это прежде всего потому, что все эти годы Судзуки показывал в России экспортный театр. То есть вполне себе европейскую драму, но слегка ояпоненную. Лучшая метафора театра Судзуки в финале спектакля "Сирано де Бержерак" - пожилой самурай Сирано уходит вдаль, осыпаемый лепестками сакуры, а на заднем плане пляшут балерины в пачках. Стиль здесь не главное: Сирано, Эдип, Электра, король Лир были для Судзуки знаками вечного одиночества человека.

Мир болен, а человек в нем одинок и беспомощен - этой теме Судзуки оставался неизменно верен. Недаром его герои часто выкатывались на сцену в инвалидных колясках - король Лир, царь Эдип и Дионис, - а окружали их персонажи в смирительных рубашках. Это "гамлеты", запертые в стенах собственного сознания, и именно нерушимость этих стен стала для Судзуки жизненной темой. "Сознание - это тюрьма, а стены этой тюрьмы - история", - писал он в заметках к собственному "Дионису".

Театру Судзуки - прославленному, признанному во всем мире, одному из главных театров-школ, где мечтает поучиться каждый актер, - всегда была свойственна традиционалистская неизменность как стиля, так и темы. Какой бы материал он ни брал, он всегда теми же приемами рассказывал о том же. Другое дело, что приемы эти были тщательнейшим образом отточены, в своей школе "Сидзуоки" Судзуки выступал как истинный учитель-самурай, муштруя актеров с утра до вечера и подгоняя нерадивых палками. В его спектаклях год от года ничего не менялось, потому что основа их была найдена прочно: японская драма с ее эстетической строгостью и человеческая история, вырастающая из греческой трагедии.

На этот раз, однако, Судзуки покажет не историю: его "Возрождение традиций" - это спектакль о стиле. Пусть вторая его часть "Бог вина Дионис" - это, судя по всему, тот самый "Дионис", которого театралы видели на третьем Чеховском фестивале в 1998 году. Зато первая - "Гятэйгятэй", - поставленная по буддийским ритуальным песням, - это целый час актерских упражнений под барабаны. Но именно на стыке этих двух частей находится та самая заветная точка, где театр перестает быть ритуалом и начинается драма.

19 декабря 2006,

Ближайшие события

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация