Москва
Москва
Петербург

Перформанс в России

Масштабное исследование перформанса в России — от футуристических экспериментов до радикальных акций современности.

Олег Кулик снова лает собакой, ходя на привязи у Александра Бренера. Анатолий Осмоловский все еще сидит на плече могучего Маяковского на Триумфальной площади («Путешествие Нецезюдика в страну бробдингнегов»)… Не в шумные для московских акционистов 1990-е, а сейчас. «Гараж» несколько лет готовил выставку о самом недолговечном из актуальных искусств: хотя Марина Абрамович и исследует перформанс в том числе и в смысле возможности его восстановления, но ведь, случившись однажды, он остается только в памяти и в документации — на видео и фотографиях. И любой «реперформанс» — это новая, отдельная история.

Кураторы Юлия Аксенова и Саша Обухова не расставляют акценты, а просто ставят точки на карте — создают «картографию истории». От футуристической оперы «Победа над Солнцем» со сценографией Малевича до Pussy Riot. Авангард, 1970-е с «Поездками за город» концептуалистов из группы «Коллективные действия», драйв 1980-х и особенно 1990-х (московские акционисты на пару с питерскими «новыми академиками» Тимура Новикова), нулевые с Андреем Кузькиным, Ольгой Кройтор, с Арт-Абаем, заводными ЗИПами с «Будкой одиночного пикета», с группой «Война» и Петром Павленским. Все это выстроено по хронологии, но предлагается рассматривать и с «тэгами»: «костюм», «коммуникация», «сценография», «город» и т. д. Не совсем понятно, почему если есть авангардисты (расхаживавшие по улицам с раскрашенными физиономиями), нет, скажем, Александра Петлюры (ни его сквота, ни до сих пор устраиваемых Петлюрой дефиле). Таких вопросов много, хотя в целом выставка интересная.

Вообще, начало века, вплоть до 1930-х, здесь устроено самым изобретательным образом. С одной стороны, поиски Мейерхольда, Персимфанс, театральная постановка «Противогазы», придуманная Эйзенштейном в 1924-м для цеха Московского газового завода. С другой, похороны Малевича в 1935 году — с «Черным квадратом», написанным на ткани, покрывавшей тело умершего, и с картиной возле гроба. С третьей, спортивные парады 1920–1930-х с живыми пирамидами и прочими фигурами, показывающие, как люди с улыбками на лицах становились винтиками этих фигур и машины советского строя. И вот от всего этого через «Биточки “Прессные”» (из газеты «Правда») соц-артистов Комара и Меламида история выруливает к мониторам с недавними, будто в новостях, мелькающими акциями, например с повязыванием на памятники белых лент группой «Цветафор». Но не стоит выискивать прямой путь — это просто хроника.

Иллюстрация: Группа «Фабрика найденных одежд», документация перформанса «Триумф хрупкости». 2002 Courtesy авторы

 

 

4 сентября 2014,

Места

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация