Москва
Москва
Петербург

Виноградов и Дубосарский. «Москва: ускользающая реальность»

Красочные иллюстрации Москвы от плодотворного дуэта художников.

Самая неоднозначная выставка о Москве от щедрых на полотна «ВинДубов». Своеобразный «краеведческий музей» во вполне подходящих для этого Провиантских складах курирует Виктор Мизиано, объясняющей тему ностальгии и памяти в экспозиции (а заодно и то, что средний возраст посетителей вернисажа 40+): «В восприятии нашего города мы во многом детерминированы матрицей кино. Существует некая общественная память — из кинофильмов, хроник. Она со временем становится личной, а для ребят очень важно говорить именно о коллективном опыте переживания». Личные воспоминания Виноградова и Дубосарского становятся общественными — эти залитые солнцем и засыпанные снегом бульвары, дома и церкви переплетаются, объединяясь в портрет идеальной Москвы. Но если бы все было так однозначно, Музей Москвы не позвал бы их, умеющих каждую метафору прочитать буквально. «Игра в музей» с нарисованными прямо на картинах рамами неуловимо превращается в «игру в Москву». А уж соединяют авангард с соцреализмом они в лучших традициях Бориса Гройса.

Мизиано особо выделил в экспозиции портрет Ленина и «Рабочего и колхозницу». Заставка «Мосфильма» становится еще одним «якорем», ориентиром памяти для нескольких поколений. А Ленин... Вот оно, доведение метафоры до абсурда, считывание образа буквально, когда под портрет почившего вождя отведена целая стена. «Оттепельная» часть выставки показана в нетипичной для художников манере: черно-белые портреты из фильмов «Застава Ильича»(Ахмадуллина) и «Я шагаю по Москве»( памятник Маяковскому). Без фильмов и героев, повлиявших на мировоззрение одногодков художников, выставка бы, естественно, не обошлась. Зато обошлась она без нарочито вульгарного соединения невинных сюжетов и наготы, присутствовавшей в работах Виноградова и Дубосарского примерно до 2009 года. Видимо, не вписываются голые красотки в образ утопической Москвы.

Еще одна часть выставки, занимающая зрителей, — фрагмент экспозиции «На районе». Это будто кадры с «доски почета», перемежающиеся портретами Леди Гаги, Стива Джобса, Марка Цукерберга. Это имена-бренды, которые сами себя продают, — чем же они отличаются от портрета «работника месяца» в управе, висящего на реальной районной доске почета?

Экспозиция говорит о «лучшем городе Земли» не только прямо (собственно картинами с двориками), но и косвенно — своей разрозненностью. Так и было задумано — Москва неоднородна, в ней все — от розового «кадиллака» с номером «Леха» и розовыми бутонами до фотографий директора мясокомбината на доске почета. Это та Москва, которая ускользает, уходит в прошлое. На месте вытоптанной травы и алкоголиков с домино — новомодное резиновое покрытие и парковки; бульвары заполонили хипстеры с бесконечными фудмаркетами и дизайнерскими украшениями. И вот поди пойми, хорошо это или плохо — художники ведь не дают никакой оценки происходящему: одни столичные ценности девальвируются, им на смену приходят другие.

Иллюстрация: «Ахмадулина» Виноградов, Дубосарский.

2 сентября 2014,

Персоны

Места

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация