Москва
Москва
Петербург
u u u u u Мнение редакции

Чарльз Ренни Макинтош. Манифест нового стиля

Коллекция работ энтузиаста английского модерна Чарльза Макинтоша в интерьере палат московского Кремля.

Стул с высокой спинкой, на котором сидеть как на троне, даром что это всего-навсего повседневная мебель. Графичность геометрического рисунка что в спинках этих самых стульев, что в люстрах, что в шкафах-бюро, что в облике домов, церквей, школ, которые строил Макинтош, тянет нить, пожалуй, уже к строгой, «собранной» стилистике ар-деко (а в России — позднего модерна, который вот-вот перейдет в конструктивизм), застолбив при этом за Макинтошем нишу классика ар-нуво, стиля куда более свободного и не чуждого всяких витиеватых порывов. В общем, в таких случаях обычно говорят, что герой опередил время, видел перспективу и прочие громкие слова — но зачем это? Макинтош, может, и прославился оттого, что вполне комфортно ощущал себя именно в своем времени и просто из окружающей повседневности решил сделать произведение искусства. Или наоборот. Впрочем, что до «Манифеста нового стиля», как назвали выставку, тут Макинтошу повезло. Хотел искусство в жизнь — пожалуйста: реплики его мебели и сегодня выпускает одна итальянская фабрика.

Как модерн ни назови —ар-нуво, югендстиль — все национальные вариации стремились к одному: чтобы повседневная жизнь слилась с искусством почти до полной неразличимости. То есть чтобы дом и строился, и оформлялся, и обставлялся — вплоть до стульев, светильников и дверной фурнитуры — в одном стиле. Шотландец Чарльз Ренни Макинтош (1868–1928) тягу модерна к универсализму и всяческому синтезу искусств воплощал в том смысле, что был одновременно и архитектором, и художником, и дизайнером (тут — вплоть до афиш и пригласительных билетов). И в том еще, что искусство от личной жизни решил не отделять — и женился на художнице Маргарет Макдональд. Ее сестра Фрэнсис породнилась с другом Макинтоша Гербертом Макнейром, и всех вместе их прозвали «четверкой Глазго» — потому что умудрились создать свой стиль и потому что учились в Школе искусств в Глазго, новое здание которой построит Макинтош, и оно станет одним из хрестоматийных его сооружений.

Современник других классиков ар-нуво — Антонио Гауди, Анри ван де Вельде и Виктора Орта — Макинтош был совсем на них не похож. У него — не криволинейные изгибы, перепевающие природные формы, а прямые линии. Он сделал модным модерн, опираясь на шотландские традиции сельских домов и «баронский стиль» средневековых замков, но используя новомодные бетон, сталь и стекло. А когда дело касалось декора, даже роза в его аранжировке была не витально-цветиста, а переведена на язык геометрии.

В Кремль везут не так много — порядка тридцати работ. Зато из Музея Виктории и Альберта, Музеев Глазго (GlasgowLife), эдинбургского Национального траста Шотландии, Шотландской национальной галереи современного искусства и Музея искусств Хида Такаяма. Увы, в макинтошевском здании той самой Школы искусств в Глазго в конце мая случился пожар и свои работы она дать не смогла. Но то, что для первой такой ретроспективы в Одностолпную палату Патриаршего дворца везут мебель из Китайской комнаты чайного салона на Ингрэм-стрит и из особняка Хилл-Хаус, проекты других интерьеров, светильники, трафареты (Макинтош как архитектор использовал трафареты в декорировании интерьеров и как график трудился над собственным дизайном шрифта) и плюс к тому пейзажи и акварели — уже хорошо.

Иллюстрация: Бюро для гостиной Хилл-Хаус. Дизайн Ч.Р. Макинтош, 1904. Изготовление Алекс Мартин, 1905. Музеи Глазго.

27 августа 2014,

Еще по теме

Места

Музеи Московского Кремля

Музеи Московского Кремля

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация