Побег куманики

О книге

О манускрипте папского сексота, расскрывающего суть частей первоматерии.
Лена Элтанг — русскоязычная прибалтийская поэтесса по географической локации и гражданин вселенной — по сути. Вселенную Элтанг населяют слова и аллюзии практически всех когда-либо бытовавших культур. Таковы же ее герои; их адрес — не дом и не улица, но коптский Египет, Китай Лао-Цзы или остров Мальта времен господства иоаннитов.

По признанию сочинившего (-ей) послесловие Макса Фрая, книга родилась из куртуазной беседы трех рафинированных интеллигентов на дачной террасе за стаканом красного вина. Гости разъехались, беседа забылась, а Элтанг написала дебютный роман. Книжку, над которой можно посмеиваться, — мол, тоже мне, справочник полиглота, венок изящных афоризмов. Можно морщиться от густой манерности героев — ни слова в простоте, все они красавцы, все они поэты. Невозможно только не поддаться в конце концов обаянию этой эскапистской, не привязанной к действительности, прозы, очаровывающей обнаженностью признания — да, мы так жили, живем и будем жить, попивая вино на террасе и рассуждая о поэзии так, будто это единственная достойная цивилизованного человека тема. Нам далеко побоку стразы Сваровски, петушиные ТВ-бои, индекс Доу-Джонса и драмы столичных менеджеров, которым надоел кокаин. Гораздо интереснее, что подразумевалось в старинном манускрипте папского сексота под частями первоматерии — шесть китайских первоэлементов или пятеро манихейских чертей, олицетворяющих материю, вечно противостоящую духу.

Конструкция романа выглядит как снисходительная уступка расхожему поветрию — так, наверное, Петроний с ухмылкой маскировал свой нашпигованный секретиками "Сатирикон" под скабрезный плутовской роман. Во время подготовки отчета о найденной на Мальте коллекции книг и документов профессор-медиевист Оскар Тео Форж обнаруживает письмо монаха — хранителя сомнительной коллекции артефактов своему правопреемнику. В письме речь о тайном погребальном памятнике и собрании предметов, которые вместе составляют чуть ли не первоэлемент, необходимый для получения философского камня. Автор этого документа, брат Иоанн, тоже не прост — до перевода на Мальту служил в тайном ведомстве Ватикана, которое изучало чуждые христианской культуре сакральные предметы и практики. Профессор прикарманивает письмо и отправляется на поиски философского камня.

Обо всем этом повествует в своем живом дневнике недоучившийся филолог — то ли псих, то ли гений. Кстати, дневник своего героя Элтанг вела взаправду, он до сих пор доступен онлайн: www.livejournal.com/users/_moses. В процессе на лжеюзера некоторые купились.

Со временем вокруг компании черных археологов и Мозеса, который отирается на Мальте то в роли сутенера при двух несчастных голландках, то в роли гостиничного боя, а в основном — в роли свидетеля и всеобщего собеседника, завихряются все более странные обстоятельства. Археологи находят упомянутый памятник и мрут как мухи, толстая полицейская девушка ведет расследование, Мозес увязает в личных перипетиях кампании, но успевает вести свой декадентский дневник.

Но сильнее смертей и любовных интриг всех заботит главное — что все-таки подразумевают шесть предметов, найденных в хранилище, — кольцо с жемчужиной, осколок нефритовой трубки с золотой саламандрой, зеркало, стрела, палочка с руной As и глиняная плошка. А главное, о чем получается книга, — это одержимость духа, или Духом, которая заставляет людей переплывать моря, задыхаться в пыли фолиантов, погибать в подземельях от неизвестных болезней, сочинять изысканные стихи или пить вино на дачной террасе в то время, когда остальная часть человечества озабочена совершенно другими вещами. Это не снобизм — это образ жизни, форма первоматерии и руна Воина Духа. И эту свою позицию Элтанг не то чтобы не навязывает, она выдыхает ее, как выдохнула этот роман — дивный прижизненный памятник дезертирам с пыльных улиц и вонючих торжищ современного Рима, Pax Romana времен нашествия варваров, ничего не понимающих в любви и чистом искусстве.