Стихи про меня
О мероприятии
Эссеист и радиожурналист Петр Вайль выпустил антологию стихотворений лучших русских поэтов ХХ века, снабженную комментариями от первого лица.
Выход нового объемистого сочинения Петра Вайля подгадали аккурат к открытию восьмой книжной ярмарки non/fiction. Прием не новый, но в данном случае показательный: «Стихи про меня вобрали в себя все качества, которые заложены в программе этого форума. NF изначально была задумана как простая выставка-продажа специальных малотиражных изданий: мемуаров, научных исследований, философских трактатов и, в меньшей степени, поэзии не для всех и высоколобой интеллектуальной прозы. Считалось, что такого рода литература интересует только людей гуманитарного склада и умственного труда. Однако ярмарка проходила каждый раз все успешнее, и ассортимент пришлось расширить в сторону нормальных книжек, а название переосмыслили не без художественной прозы, а без фикций, то есть без дутых величин.
В книге Вайля дутым величинам тоже взяться неоткуда. Известный в последние годы в основном как прикладной культуролог глянцевый эссеист, певец русской кухни и советской коммуналки, жизнерадостный кинопутешественник, в Стихах про меня Петр Львович как будто возвращается к своей основной профессии литературоведа. Он собирает под обложку своей книги 55 (это число, видимо, соответствует возрасту автора на момент появления замысла книги в 2004 году) прекрасных стихотворений лучших русских поэтов ХХ века, расставленных в хронологическом порядке, от 1901-го (Среди миров, в мерцании светил… Иннокентия Анненского) до 2001-го (Цыганка ввалится, мотая юбкою… Сергея Гандлевского). Но ни к академическому литературоведению (какие-нибудь вопросы трансформации русского лирического стихотворения XX века), ни к попсовому (а-ля The Best of: Петр Вайль рекомендует) эта книга ни малейшего отношения не имеет.
С самого начала автор честно признается: он приводит только те стихи, которые с чем-то связаны лично у него и запомнились лично ему. Всю приведенную лирику (в подборку попал даже отрывок из поэмы Есенина Пугачев) Вайль снабжает комментариями-эссе самых разных жанров от меланхолических воспоминаний о своей армейской и заводской юности до отвлеченных рассуждений о советском быте и разных городах мира. Последние не сильно отличаются от соответствующих глав предыдущих книг Мира советского человека и Гения места», но оторваться все равно невозможно.
Не в повторении дело. Своей книгой Вайль живо и без единой банальности поет многая лета старым добрым рифмованным стихам они, как запахи, оказываются способны воскрешать в памяти связанные с ними давние воспоминания. И заодно в очередной раз изящно доказывает, что «безвымысловая» литература может быть ничуть не менее занимательна, чем сюжетный фикшн, достаточно ума, наблюдательности и способности верно держать выбранную интонацию. И немаленькие залы ЦДХ, отданные под выставку, наглядное тому подтверждение.