Москва
Москва
Петербург

Стихи про меня

u u u u u Мнение редакции
Эссеист и радиожурналист Петр Вайль выпустил антологию стихотворений лучших русских поэтов ХХ века, снабженную комментариями от первого лица.

Выход нового объемистого сочинения Петра Вайля подгадали аккурат к открытию восьмой книжной ярмарки non/fiction. Прием не новый, но в данном случае показательный: «Стихи про меня„ вобрали в себя все качества, которые заложены в программе этого форума. NF изначально была задумана как простая выставка-продажа специальных малотиражных изданий: мемуаров, научных исследований, философских трактатов и, в меньшей степени, поэзии „не для всех“ и высоколобой интеллектуальной прозы. Считалось, что такого рода литература интересует только людей гуманитарного склада и умственного труда. Однако ярмарка проходила каждый раз все успешнее, и ассортимент пришлось расширить в сторону „нормальных“ книжек, а название переосмыслили — не “без художественной прозы„, а “без фикций„, то есть без дутых величин.

В книге Вайля дутым величинам тоже взяться неоткуда. Известный в последние годы в основном как „прикладной культуролог“ — глянцевый эссеист, певец русской кухни и советской коммуналки, жизнерадостный кинопутешественник, в “Стихах про меня„ Петр Львович как будто возвращается к своей основной профессии литературоведа. Он собирает под обложку своей книги 55 (это число, видимо, соответствует возрасту автора на момент появления замысла книги в 2004 году) прекрасных стихотворений лучших русских поэтов ХХ века, расставленных в хронологическом порядке, от 1901-го (“Среди миров, в мерцании светил…„ Иннокентия Анненского) до 2001-го (“Цыганка ввалится, мотая юбкою…„ Сергея Гандлевского). Но ни к академическому литературоведению (какие-нибудь “вопросы трансформации русского лирического стихотворения XX века„), ни к попсовому (а-ля “The Best of: Петр Вайль рекомендует„) эта книга ни малейшего отношения не имеет.

С самого начала автор честно признается: он приводит только те стихи, которые с чем-то связаны лично у него и запомнились лично ему. Всю приведенную лирику (в подборку попал даже отрывок из поэмы Есенина „Пугачев“) Вайль снабжает комментариями-эссе самых разных жанров — от меланхолических воспоминаний о своей армейской и заводской юности до отвлеченных рассуждений о советском быте и разных городах мира. Последние не сильно отличаются от соответствующих глав предыдущих книг — “Мира советского человека„ и “Гения места», но оторваться все равно невозможно.

Не в повторении дело. Своей книгой Вайль живо и без единой банальности поет многая лета старым добрым рифмованным стихам — они, как запахи, оказываются способны воскрешать в памяти связанные с ними давние воспоминания. И заодно в очередной раз изящно доказывает, что «безвымысловая» литература может быть ничуть не менее занимательна, чем сюжетный фикшн, — достаточно ума, наблюдательности и способности верно держать выбранную интонацию. И немаленькие залы ЦДХ, отданные под выставку, — наглядное тому подтверждение.

24 ноября 2006,
Стихи про меня
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация