Москва
Москва
Петербург
u u u u u Мнение редакции

Смерть Полифема

На самой маленькой сцене Москвы поставили "Смерть Полифема" - трагический балет марионеток с участием ног Николая Цискаридзе.

Майя Краснопольская и Илья Эпельбаум, основатели и руководители театра "Тень", берут какой-нибудь серьезный жанр, кромсают его ножницами, складывают, раскрашивают — и получается игрушка. Лучшая вышла у них из балета — чем жестче законы жанра, чем они выраженнее и древнее, тем смешнее они выглядят на взгляд стороннего человека. На крохотной сцене поставили "трагический балет" с участием настоящего танцовщика — "Смерть Полифема" с Николаем Цискаридзе.

Этот театр еще называют Лиликанским. Краснопольская и Эпельбаум придумали легенду о том, что несколько лет назад из страны лилипутов в Москву на гастроли приехал тамошний театр, да так у нас и остался. Золото лож, свисающая с ярусов публика и, конечно же, оркестр — в помещении размером с коробку от небольшого телевизора. Здесь разыгрываются настоящие спектакли: крохотные марионетки уже подчинялись совсем не маленьким режиссерам — Анатолию Васильеву и Тонино Гуэрре. Зрители смотрят на сцену сквозь окна в стенках, и поэтому на любой спектакль продаются всего четыре билета; надо звонить заранее и записываться, а дальше — только ждать.

За 27 минут "Смерти Полифема" вам с насмешкой и умилением одновременно соберут и предъявят все балетные обычаи. Выйдет кордебалет нимф (как и положено, он будет двигаться абсолютно синхронно — потому что все артистки крепятся к одной палочке), станцуют воины с копьями (этакий гибрид "Баядерки" и "Спартака"), зарядит фуэте балерина-нимфа Галатея, провезут по сцене огромного — сантиметров тридцать — слона. Вспомнили, как по-детски реагирует зал на появление этого гиганта в "Баядерке" или льва в "Дочери фараона"?

Как и положено в московском балете, главным героем становится танцовщик, а не балерина. Впервые в своем спектакле худруки "Тени" задействовали человека, а не марионетку — премьера Большого театра Николая Цискаридзе. Он играет великана Полифема, влюбившегося в нимфу Галатею и ослепленного счастливым соперником Одиссеем: несколько греческих мифов здесь без стеснения перемешаны. В коробке Лиликанского театра видны только стопы танцовщика — вот ноги осторожно переступают, стараясь не задавить крохотную возлюбленную, вот отчаянно топочут, когда великан обнаружил измену, вот внимательно ощупывают скалы, когда герой уже ослеп. И, между прочим, залу становится неуютно: как-то жалко эти беззащитные ноги. Вроде бы цветные тряпки, пыль, физическая работа кукловодов, а сидишь и рыдаешь, словно на настоящих балетных трагедиях. Игрушка воспроизводит оригинал полностью, вплоть до подкожной реакции зрителя, и Лиликанский театр становится равен Большому. В нем ведь Цискаридзе тоже умещается с трудом.
21 ноября 2005,

Афиша

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация