Москва
Москва
Петербург

Александр Иванов. К 200-летию со дня рождения

На двух выставках к 200-летию Александра Иванова покажут все что можно, кроме его главной картины "Явление Христа народу".

Выставки к 200-летию Александра Иванова — забавное событие. Как положено, на юбилейную экспозицию собирают по дружественным музеям и собственным сусекам все доступные материалы, включая записные книжки, переписку с Гоголем и «Выписки из Библии об одеждах евреев и египтян„. В дополнение к живописной выставке делают отдельную, графическую, где покажут последнюю, незавершенную работу художника — „Библейские эскизы“ к монументальным храмовым росписям.

Наверняка получится интересно и подробно, но не здорово, потому что все эти многочисленные эскизы, наброски, несколько картин — лишь комментарий к творчеству великого художника. Главный и единственный его шедевр ни на какую выставку никогда не поедет. Грандиозное полотно “Явление Христа народу„ в Третьяковке является основополагающим и музееобразующим и свой зал не покинет даже ради двухсотлетнего юбилея.

Потому, полюбовавшись живописными эскизами на Крымском Валу и карандашными набросками в Лаврушинском, любителю искусств для полноты впечатлений придется пройти в постоянную экспозицию в том же Лаврушинском — по дороге насладившись другими шедеврами русской живописи и видами Москвы. Жаль, что нигде поблизости не будут демонстрировать в те же дни „Христос в Москве“ Дубосарского и Виноградова (где-нибудь в Париже обязательно бы так и сделали). Пережитый шок помог бы понять, почему картина Иванова, еще не получившая статус шедевра, не ставшая привычной и популярной, так плохо воспринималась современниками полтора столетия назад.

Художник, писавший о “перепутье из физических сил в духовные», сам находился на границе времен. Первым из русских он использовал для фона сделанные на пленэре эскизы, но до импрессионизма не дошел — по национальной традиции работая над разумным, добрым и вечным, которое сложно разглядеть в остановленном мгновении. Впрочем, и без импрессионистской революции страшно далеко оторвался он от того, что готово было понять и принять консервативное русское общество. Проповедь не была услышана, образ — не принят, а пророк — не понят. Надо было художнику выставлять не эпохальное полотно, а ограничиться эскизами, тогда, глядишь, не заболел бы в одночасье и не умер скоропостижно.

21 декабря 2006,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация