Жанна дАрк на костре

О спектакле

Кирилл Серебренников поставил для фестиваля Владимира Спивакова мистерию "Жанна дАрк на костре", в которой сплавил все возможные виды искусства.

От простого описания «Жанны дАрк» даже у искушенного музыковеда голова идет кругом — самое известное (и при этом совершенно незнакомое в России) произведение француза Артура Онеггера напоминает слоеный пирог с самой невообразимой начинкой. В нем есть немножко от оперы, оратории, симфонии, мелодрамы, балета, кино, не говоря уже о самом средневековом жанре мистерии — сакрального действа, в котором перемешаны реальные люди и аллегорические фигуры, а от небес до земли и ада рукой подать. При этом, как считает режиссер Кирилл Серебренников, к Средневековью как таковому (времени жития святой Жанны) это произведение имеет весьма непрямое отношение: «Мистерия Онеггера в гораздо большей степени посвящена ХХ веку с его ощущением апокалипсиса и надвигающейся катастрофы — оно написано незадолго до Второй мировой, и в нем заложены гораздо более современные смыслы, чем можно представить поначалу„.

Ненуждающаяся в пересказе история Жанны дАрк в сочинении Онеггера предстает в многомерном варианте. Здесь вопреки хронологии событий параллельно разворачиваются несколько сюжетных линий, один драматургический пласт наплывает на другой. Вся эта стереоскопия изобретательно воплощена в музыке, в которой, как замечает Серебренников, можно найти абсолютно все — “от еврейских наигрышей до опереточных мотивов„. Придать этому многообразию адекватную сценическую форму, тем более в условиях концертного зала, — пожалуй, самая сложная задача. Серебренников обещает сохранить многоголосие замысла: музыкальный и драматический сюжеты будут развиваться параллельно друг другу, художник-аниматор в режиме реального времени „проиллюстрирует“ историю, а изображения будут проецироваться на большой экран. Событие обещает получиться изысканным — в любом случае режиссер считает, что этот сценический опус не предназначен для тех, кто просто хочет “пойти вечером на что-нибудь„.

Работа над проектом идет полным ходом — Фанни Ардан прибывает в Москву за неделю до премьеры, предварительно отрепетировав свой текст в Париже с Владимиром Спиваковым. В Дом музыки уже завезли дополнительное сценическое оборудование. “Спиваков — очень слышащий человек, с которым прекрасно работать вместе, — делится своими впечатлениями Серебренников. — Мы движемся в одном направлении и прекрасно понимаем друг друга„. Соединить на сцене певцов, инструменталистов, драматических актеров, художников режиссеру и дирижеру предстоит всего на два вечера. Но Серебренников даже рад, что мистерия проживет столь недолго: “Мне кажется, такое событие должно носить эксклюзивный характер — это лучше, чем если бы Жанна дАрк стала репертуарным спектаклем, на который собираются именно те, кому надо культурно провести время».