Москва
Москва
Петербург

Последняя ошибка Моцарта

Юрий Еремин разыграл по нотам псевдоисторический детектив на Малой сцене МХТ - жене Сальери приходится отстаивать честь семьи.

Новый спектакль Юрия Еремина «Концерт обреченных» равен самому себе — он равнодушен к своей славе и при этом не претендует на принадлежность к высокому искусству; образец скромности, которому и в самом деле почти нечем похвастаться.

Художник Алексей Порай-Кошиц (знаменитый тем, что оформлял спектакли Льва Додина) помостом сцены поделил зал надвое: одна половина зрителей может разглядывать другую. Но главное здесь — две актрисы, которые в пьесе театроведа и драматурга Дмитрия Минченка играют жен знаменитых мужей. Благодаря сценографии малейшее движение их тел, вздох, модуляция голоса, гримаска становятся видны как на ладони. В отсутствие по-настоящему интересной драматургии дуэт торжествующей Терезы Сальери (Ольга Барнет) и гротескной Констанцы Моцарт (приглашенная из «Табакерки» Евдокия Германова) — единственное, за чем здесь стоит следить.

Нет, пьеса Минченка — вовсе не какая-нибудь бульварная дрянь, в которой не за что зацепиться; здесь как раз все пристойно и как бы на «культурную» тему. Жена Сальери, заботясь о репутации своих детей (на которых все еще лежит тень убийцы-отца), приглашает на свидание вдову Моцарта, чтобы провести следственный эксперимент и установить личность истинного отравителя. Констанца — легкомысленная, но крайне практичная дамочка — приглашение принимает, и начинается поединок двух темпераментов.

Перед нами — типичная попытка реконструкции коллизии, которой никогда в истории не существовало. По ходу «следствия» (а умная Тереза пригласила Констанцу в тот самый дом, где Моцарта нашли мертвым) выясняется множество деталей: что на картине неизвестного художника, запечатлевшей комнату после убийства, есть следы раздвоенных, словно копытца, каблуков — а именно такие сейчас на изящных ногах Констанцы, затянутых в красные чулки; что в ночь убийства у Моцарта кроме жены был еще некий гость, наконец, что композитор оставил в наследство не только Реквием, но и тот самый «Концерт обреченных» — и закодировал в этом опусе даты смерти самых разных людей, в том числе и убийцы… Короче говоря, на тот свет Моцарта отправила сама Тереза — но не из ревности к творчеству, а просто по любви.

Все эти подробности по идее должны леденить кровь; психологический турнир двух отменных и очень разных актрис мог бы превратить постановку Еремина в самоигральную. Но драма то и дело срывается в дурной пафос, реплики не блещут, а из детективного сюжета сотнями торчат белые нитки допущений и подтасовок. Разве что от Реквиема в живом исполнении дух захватывает — но это уже из другой оперы.

14 февраля 2007,

Афиша

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация