Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею

Детектив

Отражение жанра «детектив» в произведениях 1990-х до русского кубизма.

Любит Московский музей современного искусства экспериментировать. Взять хоть теперешнюю площадку на Гоголевском, там за последний год уже и ретроспективу концептуалиста Юрия Альберта показали так, что в день вернисажа работ не наблюдалось вовсе, только экспликации к ним, и ретроспективу стрит-артиста Паши 183 сделали, впустив в музейные залы и милицейскую «буханку», и граффити. Теперь, значит, уже и за «Детектив» принялись - его придумал/загадал или разгадал (вот ведь вопрос) куратор Валентин Дьяконов, а выстроила в пространстве Ольга Трейвас.

Чинные старинные залы нынче перегорожены полупрозрачными пленочными шторками наподобие душевых. И каждую комнату предваряет детективный отрывок, случайно выбранный кусок текста (из числа специально для выставки написанных) с какой-нибудь бытовой, интригующей - и не дающей ответа зацепкой. В смысле самих работ две крайних точки - «Подозреваемые» 1997 года художников среднего поколения, группы АЕС+Ф - и инсталляция молодого художника Ильи Орлова Untitled. В первом случае - круглый, как зацикленный, красный павильон с фотографиями 14 девушек, из которых предлагается выбрать преступниц, руководствуясь физиогномикой. Гиблое дело. Вторая инсталляция распахивает домашний интерьер с диванами-картинами-круглым столом для споров и бесед, тут же имеется радиоприемник, настроенный на «Эхо Москвы». Каждый пришедший становится участником действия (или бездействия?) и встает перед выбором, кем казаться и быть. Интеллектуалом, новым революционером или мещанином, если поток либеральных новостей так и остается для того или другого персонажа лишь звуковым фоном…

Работы молодых авторов, от Александры Сухаревой с «Бойницей сомнений», что отсылает к вдохновлявшим авангард африканским маскам, которые позже превратились в украшения интерьера, до картины Юлии Ивашкиной «Дом» с интерьером, в котором ровным счетом ничего не происходит, но внешнее пространство переплетается, перепутывается с внутренним, от памятника перу Александра Повзнера, который в эпоху информационного интернет-потока вспоминает иные времена и иное отношение к авторству, до вешалки Натальи Зинцовой, которая вместо крючка рисует на стене вопросительный знак - и таки спрашивает «Где Саша?», оставляя «улику», но не показывая героя, - так вот произведения эти часто ориентированы на недосказанность. Вот-де смысл, разгадка - и снова их уже нет.

Детектив тут и жанр, попытка раскрыть тайну, и куратор, который задает нам наводящие вопросы. И зритель, поскольку в конечном счете, кажется, выставка делает срез сегодняшнего молодого творчества (да-да, разбавляя его и мастодонтами) и ставит вопрос, что такое сейчас произведение искусства. Абсолютных критериев качества, однако, в этом деле еще не изобрели.

Иллюстрация: Устина Яковлева. Без названия (открытки), 2013. Фрагмент. Собственность автора

31 марта 2014,

Места

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация