Детектив | Арт | Time Out

Детектив

Выбор Time Out
О выставкеМатериалы

О выставке

Отражение жанра «детектив» в произведениях 1990-х до русского кубизма.

Любит Московский музей современного искусства экспериментировать. Взять хоть теперешнюю площадку на Гоголевском, там за последний год уже и ретроспективу концептуалиста Юрия Альберта показали так, что в день вернисажа работ не наблюдалось вовсе, только экспликации к ним, и ретроспективу стрит-артиста Паши 183 сделали, впустив в музейные залы и милицейскую «буханку», и граффити. Теперь, значит, уже и за «Детектив» принялись — его придумал/загадал или разгадал (вот ведь вопрос) куратор Валентин Дьяконов, а выстроила в пространстве Ольга Трейвас.

Чинные старинные залы нынче перегорожены полупрозрачными пленочными шторками наподобие душевых. И каждую комнату предваряет детективный отрывок, случайно выбранный кусок текста (из числа специально для выставки написанных) с какой-нибудь бытовой, интригующей — и не дающей ответа зацепкой. В смысле самих работ две крайних точки — «Подозреваемые» 1997 года художников среднего поколения, группы АЕС+Ф — и инсталляция молодого художника Ильи Орлова Untitled. В первом случае — круглый, как зацикленный, красный павильон с фотографиями 14 девушек, из которых предлагается выбрать преступниц, руководствуясь физиогномикой. Гиблое дело. Вторая инсталляция распахивает домашний интерьер с диванами-картинами-круглым столом для споров и бесед, тут же имеется радиоприемник, настроенный на «Эхо Москвы». Каждый пришедший становится участником действия (или бездействия?) и встает перед выбором, кем казаться и быть. Интеллектуалом, новым революционером или мещанином, если поток либеральных новостей так и остается для того или другого персонажа лишь звуковым фоном…

Работы молодых авторов, от Александры Сухаревой с «Бойницей сомнений», что отсылает к вдохновлявшим авангард африканским маскам, которые позже превратились в украшения интерьера, до картины Юлии Ивашкиной «Дом» с интерьером, в котором ровным счетом ничего не происходит, но внешнее пространство переплетается, перепутывается с внутренним, от памятника перу Александра Повзнера, который в эпоху информационного интернет-потока вспоминает иные времена и иное отношение к авторству, до вешалки Натальи Зинцовой, которая вместо крючка рисует на стене вопросительный знак — и таки спрашивает «Где Саша?», оставляя «улику», но не показывая героя, — так вот произведения эти часто ориентированы на недосказанность. Вот-де смысл, разгадка — и снова их уже нет.

Детектив тут и жанр, попытка раскрыть тайну, и куратор, который задает нам наводящие вопросы. И зритель, поскольку в конечном счете, кажется, выставка делает срез сегодняшнего молодого творчества (да-да, разбавляя его и мастодонтами) и ставит вопрос, что такое сейчас произведение искусства. Абсолютных критериев качества, однако, в этом деле еще не изобрели.

Иллюстрация: Устина Яковлева. Без названия (открытки), 2013. Фрагмент. Собственность автора

Билетов не найдено!

Закрыть