Москва
Москва
Петербург
u u u u u Мнение редакции

Крошка Цахес

Автор: Эрнст Гофман
Режиссер/Постановщик: Нина Чусова
Актеры: Павел Деревянко, Маргарита Шубина
В Театре им. Моссовета поставили «Крошку Цахеса» — Нина Чусова сделала из сказки Гофмана площадную драму без всякого социального пафоса.

«Крошка Цахес» — сказка-мистика Эрнста Теодора Амадея Гофмана об уродливом малыше, заколдованном феей так, что всем он кажется прекрасным. Пользуясь магическими чарами, злой карлик входит в доверие к местному князю, делает серьезную политическую карьеру и без пяти минут женится на красавице. Для сегодняшней политической ситуации Цахес — фигура более чем актуальная. Однако в спектакле Нины Чусовой, выпущенном на сцене Театра им. Моссовета, никаких намеков на политику не будет: как и во всех своих последних работах, режиссер ограничилась чистым развлекаловом.

Действие перенесено с подмосток на арену: круглую сцену обрамляют два вполне цирковых подиума. Спектакль открывает группа артистов манежа, горланящая по-немецки нехитрую песенку алкоголиков: «Все мои братья пьют, как ты и я, — ложатся спать в стельку, просыпаются и снова пьют». Спектакль у Чусовой вообще очень германский: тут все время распевают пивные гимны и читают немецкие стишки, а князья, поэты и прекрасные девушки как будто срисованы с немецких карикатур середины XIX века. Повод для страданий мамаши Цахеса (Маргарита Шубина), которая тут становится чуть ли не главной героиней, только один — неарийский у нее получился малыш. Должен быть белокурый, хорошенький и умненький немецкий мальчик, а вышло какое-то недоразумение. Чтобы получить свое, приходится прибегать к колдовству — как раз вовремя подворачивается тонкоголосая фея с новогодними шарами вместо бюста, но спасти ситуацию не получается и у нее.

Этот спектакль с его бесконечной клоунадой и скабрезными шуточками с одинаковым успехом мог бы идти и в театре, и на площади, и в цирке, и в пивнушке; строгий театральный свет и молчаливая публика совсем ему не к лицу. Из философской сказки Чусова сделала буффонаду, построив ее на чисто цирковых приемах: тут очень много трюков, непристойных шуточек, танцев, все герои сведены к чистой карикатуре, и ни к одному не испытываешь особой симпатии. Но за буффонадой и актерскими кривляниями то и дело сквозят и не могут прорваться какие-то смыслы. Все время ждешь, что вот-вот клоунада кончится и чтото «такое» наконец произойдет.

А «происходит» здесь только Павел Деревянко в роли Цахеса — он здесь играет не шуточку, не шарж, а вполне взрослую и очень непростую роль. Ужимки и прыжки этого гадкого младенца — единственное, что позволяет назвать этот клоунский перформанс спектаклем. В финале расколдованный и растерзанный толпой его герой умирает прямо на цирковом подиуме, а над трупом бывшая невеста бодро играет новую свадьбу — и не остается ничего другого, кроме как пожалеть его. Мораль нехитра: это не Цахес такой, это мы такие — сами возвеличиваем, сами убиваем. Только на фоне общего цирка никакая мораль не звучит.

Фото: © Елена Лапина

23 мая 2007,

Афиша

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация