Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею
u u u u u Мнение редакции

Дмитрий Пригов. От ренессанса до концептуализма

На ретроспективе Пригова к его образам прилагаются параллели из искусства разных эпох.

С момента ухода знаменитого концептуалиста состоялось уже несколько его ретроспектив, так что сложно было Третьяковке искать новый ракурс. Хотя, по рассказам вдовы Пригова Надежды Буровой, именно к показу в ГТГ они шли с 2007 года и еще сам Дмитрий Александрович планировал устроить тут выставку.

Куратор Кирилл Светляков решил, с одной стороны, сделать ретроспективу, а с другой — сосредоточиться на параллелях к образам Пригова, которые выискивал в разных эпохах. Пригов ведь был универсал и в этом смысле человек Возрождения. К тому же настроенный критически и саркастично: в одном из интервью поэт-художник-скульптор-перформансист говорил, что слова вроде «гений», «художник», «нетленка», «духовка» в их кругу служили «ироническими ругательствами». Творческий универсализм Пригова сталкивает лбами слово с образом, высекая новые смысловые искры. То в стихограммах, то когда художник репродукцию кого-нибудь умильного пейзажика надписывал «тэгом» «Малевич» или «Крученых», то когда выпуски «Правды» он поверх комментировал таким же «тэгом» — «Ужас» или «Гласность», то когда в букет свернул свои отбракованные стихи.

Пространство сжимается до этих бумажек и разрастается до сделанных по приговским эскизам инсталляций (например, «Разрезанный глаз» и вообще глаз как зоркий наблюдатель — «существо» уже высшего порядка и частый мотив у Пригова). Оно снова «складывается» до пустых банок, где вместо содержимого — надпись («Банка тьмы», например), и снова разворачивается до обращений к гражданам: «Граждане! Наше будущее побеждает нас с большим опережением» (перформанс 1986 года, тогда на улицах появились такие вот надписи).

Все это вещи известные, хотя и не теряющие актуальности. Новый ход — как раз в параллелях. Вот, скажем, в связи с приговскими пустыми банками Светляков вспоминает среди прочего уорхоловский суп Campbell’s или пустую коробку «Интуиции» Йозефа Бойса. И так со многими мотивами. Идея плодотворная, хотя кое-где с репродукциями-параллелями, напечатанными в виде небольших имиджей, эдаких заметок на полях, можно и поспорить. Все-таки не очень понятно, отчего эскизы к инсталляции «Для бедной уборщицы» понадобилось сравнивать с «Экстазом Святой Терезы» Бернини?

6 марта 2014,

Персона

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация