Музыкальная «Tеrriтоriя» фестиваля современного искусства
О мероприятии
В Москве проходит фестиваль современного искусства «Tеrriтоriя». Time Out составил небольшой гид по его клубной программе.
Мультижанровая «Territoriя» захватила все возможные площадки: кинозалы, театры, выставочные и концертные залы, а также клубы происходит масштабный ликбез по современному искусству. В клубе «Апельсин» у фестиваля будет своя, особенная программа, представленная поп-роком, панком, электроникой и фолком. Основной акцент: люди русского происхождения, поющие на космополитичном английском и играющие актуальную музыку.
Кто-то из музыкантов переехал на постоянное жительство за рубеж, кто-то живет здесь, но играет по-заграничному в первый же день клубной программы можно будет увидеть полный спектр таких артистов. Илья Бис, выступающий под псевдонимом Tonearm, бывший москвич, ныне проживающий в Нью-Йорке. На Илью, по его собственному признанию на страничке в myspace.com, повлияли Дэвид Боуи, Сид Баррет, Марк Болан, Мum, Stereolab и Autechre. Похоже на правду музыка Tonearm производит впечатление довольно удачного синтеза добротного IDM и мелодичных баллад. В тот же день выступит Алина Симоне, американка украинского происхождения. Давняя подруга Аманды Палмер из Dresden Dolls, Симоне играет девичий рок в духе Пи-Джей Харви, Шинед ОКоннор и Cat Power. Видимо, в числе кумиров и Янка Дягилева в репертуаре Алины есть каверы на ее песни. Завершит первый день фестиваля выступление московской этно-трип-хоп-команды Jermook, которая свяжет воедино музыку всех описанных выше выходцев из бывшего СССР.
Еще одним важным днем фестиваля станет воскресенье, когда на одну сцену выйдут Spielerfrau и Adler. В первом коллективе форменная дружба народов: помимо лидера Михаила Айдова, проживающего в Нью-Йорке уроженца советской Риги, в Spielerfrau играют ирландец, новозеландец и датчанин. Вместе они исполняют вполне элегантный рок, с забавными и по-хорошему злобными текстами. Adler россияне, но музыку играют очень схожую, только агрессии в ней куда больше (видимо, влияет отечественный быт). В паре эти две группы будут смотреться как зеркальное отражение друг друга. Третьим будет дуэт Discrete Encounter, в котором американцы Тарас Машталир и Наташа Романова играют мрачное минимал-техно с электрогитарой и вокалом.
Выступающий в четверг индитроник-дуэт Ms. John Soda ничего общего с Россией не имеет ну разве только его участник Миха Ашер уже приезжал в Москву вместе с близким ему по духу The Notwist. Компанию им в этот день составит юная бразильянка Сибелль, только что выпустившая свой второй альбом «The Shine of Dried Electric Leaves». В ее музыке прекрасно сочетаются босанова, соул и трип-хоп, но главное здесь вокал: пожалуй, у Сибелль один из самых сексуальных голосов со времен другой англичанки бразильского происхождения Нины Миранда из Smoke City. Помимо собственных вещей московская гостья, вероятно, исполнит свои крайне удачные кавер-версии песен Каэтано Велозо, Тома Уэйтса и Курта Кобейна.
В субботу на сцене «Апельсина» лондонец Себ Рофшор выступит со своим земляком Евгением Стригалевым и его джазовым проектом The Cut. Себ сейчас играет в Polar Bear, который считается лучшим авант-джазовым составом Великобритании. Кстати, «медведи» приедут в Москву вместе с Рофшором и отыграют сразу после The Cut.
А в ближайшую среду выступят ньюйоркцы Fly!, играющие смесь панка, регги, ска и (!) русского фолка. Команда существует всего год и пока еще не закончила запись дебютного альбома зато успела отыграть в легендарном манхэттенском клубе CBGB перед самым его закрытием. С российской стороны на сцене «Апельсина» им будут оппонировать москвичи The Stone Shades, представители новой волны ретро-рока.
Музыкальную «Tеrriтоriю» хочется похвалить за то, за что обычно ругают: ее концепция состоит в почти полном отсутствии концепции что, видимо, и позволит общему впечатлению сложиться прямо на месте. Русская музыка еще со времен рок-подполья была зациклена на самой себе и даже почти не пыталась прозвучать погромче за пределами славянского мира. «Tеrriтоriя» ставит ее лицом к лицу с музыкой западной, заставляя их смешиваться и соединяться и слышать себя со стороны.