Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею
u u u u u Мнение редакции

Паша 183 «Наше дело подвиг!»

Заглохшая таксофонная будка, полицейская Газель и другой стрит-арт в музейных интерьерах.

The Guardian сравнила Пашу Пухова (1983-2013) с Бэнкси, с тех пор так и пошло — «русский Бэнкси». Его друзья в долгу не остались, откликнувшись, что Бэнкси — «английский Паша». Паша 183 сравнения этого не любил, он был внутренне очень свободным человеком и не для того он многие годы искал свой стиль. Когда его не стало, Бэнкси сделал работу его памяти: баллончик с пламенем, напоминающий свечу. Называется «P183. R.I.P.».

У стрит-арта вызов в крови. В том смысле, что он разговаривает с улицей, вырывает идущих мимо людей из их мыслей. Потому что может подчинить себе ландшафт, который на него не рассчитывал. Друзья Паши 183 Кирилл Кто и Полина Борисова воспроизвели его стрит-арт (где-то на фотографиях) в классических музейных интерьерах. И те необычный формат приняли (архитектор экспозиции Сергей Ситар).

Там теперь обосновалась заглохшая таксофонная будка с потрепанной телефонной книгой, символом тщеты черепом и пером. Там теперь стоит полицейская Газель, напоминающая об акции Паши «Буханка», когда он решил распилить машину и поджарить, как тосты. Там есть навес и дощатый «пол» уличного перехода, какие делают возле ремонтирующихся домов: под ногами мусор, со стены глядят обезьяны, а впереди пингвин и надпись над открытым канализационным люком «Выход найден!».

Хотя художник и говорил, что протестное искусство ему ближе (одна из известных его акций в 2011-м отмечала 20-летие путча: на двери метро «Красные ворота» он поместил изображения омоновцев), но «ударяться только» в политику не хотел. У него есть такая работа — «Любое течение высохнет, но искусство останется». Стрит-арт для него был не только краской на стене: видео, картины, инсталляции вроде автобусной остановки, к стене которой пририсованы крылья — для садящегося на сиденье. Или вроде здоровенной бетонной плиты, превращенной в шоколадку «Алёнка» (для кого-то ностальгия, для него — продающая и человека реклама, превратившаяся в то, что не купить, а даже с места не сдвинуть).

Пространство выставки сжимается до воспроизведения его комнаты, где брошен на пол лист с надписью TODD (художник участвовал в оформлении рок-мюзикла) и расширяется до сделанных им фотопанорам пустынного города. Он не только на него смотрел — изучал на ощупь. И много размышлял о времени — уже прошедшем и проходящем на циферблате, о человеке в рамках режима и просто о человеке.

12 февраля 2014,

Еще по теме

Кирилл Кто: «Паша — музейного калибра автор»

Кирилл Кто: «Паша — музейного калибра автор»

Год назад не стало одного из самых ярких и искренних современных стрит-арт-художников Паши 183. Накануне открытия в ММОМА выставки, посвященной Паше, Time Out поговорил с куратором проекта Кириллом Кто.
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация