Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею
u u u u u Мнение редакции

Шедевры фламандской живописи из собраний Князя Лихтенштейнского

Полотна Рубенса, ван Дейка, Йорданса и их менее прославленных современников.

В этом году отмечают 20-летие дипотношений с княжеством Лихтенштейн, наследный князь Лихтенштейнский приедет в Москву, а любителям классической живописи достаются на осмотр 55 картин из княжеских коллекций (Вадуц – Вена): Рубенс, Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, Давид Тенирс Младший, потомки Питера Брейгеля Старшего и других, пусть менее знаменитых, художников славного для Фландрии XVII века. «Оплакивание Христа», «Победа и доблесть», «Марс и Рея Сильвия» (картина в сопровождении эскиза и шпалеры), портрет 5-летней румяной дочери Клары Серены — Рубенсу подвластен весь тематический спектр, помноженный на характерные могутные тела. Дело не только в своеобразных идеалах красоты: воспевание человеческой плоти — продукт эпохи, когда для художника стало не столь важно, «что» изобразить, сколько «как». И в случае Рубенса каждый сантиметр пышного тела — пухлый, белый, румяный — оправдан живописным мастерством, нюансами цвета и света на холсте. Среди 19 привезенных Рубенсов есть и эскизы, но получить представление об эволюции можно: покажут и одну из самых ранних дошедших до нашего времени работ — «Обращение Савла», и произведения конца 1620-х годов. Трудившийся некоторое время в мастерской Рубенса Антонис ван Дейк полюбился истории в первую очередь портретами, и в Пушкинский привезут ставший хрестоматийным образ Марии де Тассис в «раме» огромного воротника, в пышном платье, из которого трогательно глядит чуть смущенное лицо. И хотя эту вещь в ГМИИ уже привозили на подготовленный к юбилею «Воображаемый музей», приятно, что она приедет снова. В отличие от Рубенса ван Дейк стремился к строгому изяществу, и его линия оказалась весьма востребованной: его позвали придворным живописцем к Карлу I, и последнее десятилетие жизни художник провел при английском дворе.Фламандцы, конечно, преуспели в портретной, религиозной и мифологической живописи, голландские букеты тоже стали визитной карточкой эпохи, но не меньше их ценят за то, как они изображали повседневность. Питер Брейгель Младший даже библейский сюжет «Перепись в Вифлееме» насыщает будничной суетой. А можно и просто про современность: вот два домашних концерта, оба 1650 года, — Йоос ван Красбек и Давид Тенирс Младший. У одного — респектабельный молодой человек в шляпе, видно, старается произвести впечатление на девушку из хорошей семьи и играет на лютне в комнате с портретом на стене. У второго — интерьер, где кувшинов больше, чем людей, и сами герои попроще, играют на гитаре, но зато сразу видно: никакой томности. Весело им и, может, даже лихо.

Иллюстрация: Питер Пауль Рубенс. Нахождение младенца Эрехтония. Около 1616. Собрания Князя Лихтеншейнского (Вадуц, Вена).

12 марта 2014
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация