С. Рахманинов "Алеко". Опера в концертном исполнении

О событии

Владимир Федосеев дирижирует в Большом зале консерватории оперой "Алеко", написанной Рахманиновым в этих же стенах.

Владимир Федосеев с завидной регулярностью появляется в Москве с симфоническими программами, однако о его работе в качестве оперного дирижера даже в столице осведомлены не все. В последние годы он постоянно появлялся за пультом оркестра Цюрихской оперы — одного из самых снобских театров Европы, дирижировал спектаклями в Вене. Наш город испытывает жесточайший дефицит харизматичных оперных маэстро, однако ни Большой, ни любой другой театр столицы не горят желанием заманить Федосеева к себе. Тот в ответ поступает просто — делает оперы в концертном исполнении. Причем выбирает не Вагнера или Верди, а менее известные опусы. Несколько лет назад это была тонко сделанная «Иоланта» Чайковского. Теперь настал черед «Алеко» Рахманинова — опуса, который был написан композитором в качестве дипломной работы в Московской консерватории и которому впоследствии катастрофически не везло с постановками.

Первое, что не устраивает театры в случае с «Алеко», — его скромные масштабы: сюжет умещается в один скромный акт. Написанная в 1893 году, когда весь мир еще не успел перевести дыхание от музыкальных драм Вагнера, эта опера весьма определенно выпадала из модного тогда «большого» формата. Логично предположить, что автор уловил в воздухе веяния времени, когда уставшие от вагнеровской гигантомании композиторы вдруг осознали, что опера может быть маленькой и негромкой (спустя несколько лет свои одноактные оперы создадут Масканьи и Леонкавалло). И если в условиях нынешнего оперного «плана» к «Алеко» нужно обязательно «подселять» еще одно сочинение (чтобы публика получила возможность во время антракта оставить в буфете несколько купюр), то в концертных условиях шедевр молодого Рахманинова вполне может существовать сам по себе. И именно такую возможность предоставит «Алеко» Владимир Федосеев, составивший целую сборную великолепных певцов — двух штатных солисток Большого театра, Марию Гаврилову и Александру Дурсеневу, баса Сергея Алексашкина из Мариинки, а также тенора Андрея Дунаева, ныне живущего в Дюссельдорфе. Концерт приобретает особый смысл, если вспомнить, что «Алеко» рождался ровно в тех же стенах, в которых его можно услышать в грядущую субботу.